Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Развитие культуры в древнем Азербайджане происходило во взаимодействии с культурой сопредельных стран Закавказья и Переднего Востока. История духовной культуры, в частности системы воспитания и обучения детей, в Азербайджане в древние века мало изучена, хотя некоторые исследователи на основе свидетельства античных и восточных авторов утверждают, что в Азербайджане до VII в. существовали зороастрийская и христианская системы школ. Дошедший до нас письменный памятник — Авеста, своеобразная энциклопедия эпохи,— также является свидетельством существования воспитательной системы. Авеста — многовековое творение многих народов Ближнего и Среднего Востока, в том числе и предков азербайджанского народа — мидян. Этот памятник включает в себя не только религиозные, мифологические, но и философские, моральные, социально-политические и экономические идеи.

Авеста имела для своего времени и педагогическое значение, закрепив традицию передачи поколениям религиозных и нравственных идей в систематизированном виде. Как и другие религиозные книги (Псалтырь, Часослов и др.), она, вероятно, служила и учебным пособием.

Создатель религии зороастризма Заратустра придавал большое значение воспитанию. «Воспитание,— писал он,— должно считаться важнейшим столпом жизни. Каждого необходимо воспитать так, чтобы он, научившись читать и писать, поднялся на высокую ступень». Согласно Авесте, воспитание и обучение детей и молодежи должно состоять из трех частей: а) религиозное и нравственное воспитание; б) физическое воспитание; в) обучение чтению и письму. Особое внимание уделялось воспитанию таких нравственных качеств, как религиозность, трудолюбие, справедливость, доброта. Религиозно-нравственное и военно-физическое воспитание было доступно всем, а обучение чтению, письму и счету — лишь детям высших слоев общества. Для них существовали дворцовые школы, где военному искусству обучали знаменитые полководцы. Письму, чтению и счету учили маги, игравшие важную роль в духовной жизни общества. При обучении они пользовались методами показа, рассказа, беседы.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz