Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В III—V вв. в Азербайджане развивались феодальные отношения, возникли крупные города: Дербент, Ширван, Шеки, Барда, Тебриз, Гянджа, Нахичевань и др. В III в. Азербайджан был захвачен Сасанидской династией Ирана и оставался под ее властью до конца V в. В Сасанидских владениях население делилось на 4 сословия: жрецов, воинов, писцов (к которым принадлежали составители документов и записей, писатели, учетчики, юристы, географы, астрологи и т. п.), прислуживающих (земледельцы, торговцы, ремесленники и т. п.). Представители первого и третьего сословий должны были получать определенное образование. В «дебиристанах» — школах начальной грамоты — в период власти Сасанидов обучение велось на пехлевийском (среднеперсидском) языке. Пехлевийская письменность распространилась в Азербайджане в начале новой эры. В конце V в. народ восстал против Сасанидов под водительством Вачага III. В результате было образовано самостоятельное государство, получившее название Албания. Развитие феодальных отношений и рост городов, усиление борьбы против зороастризма, консолидация албанских племен и создание их межплеменного языка (аранского), распространение христианства привели к некоторым общественно-экономическим и политическим изменениям, сказавшимся и на системе воспитания и обучения детей в Албании.

В начале V в. в Албании был принят алфавит из 52 букв, имеющий некоторое сходство с грузинской и армянской письменностью. Этот факт имел большое культурное значение, так как создавалась возможность переписки книг, письменного общения, издания законов. Сведений о школах этого периода почти не сохранилось.

В летописи Кавказской Албании «История Агван» имеется следующее сообщение: «Богом венчанный Вачаган приказал собрать детей волхвов, чародеев, жрецов, персторезов и знахарей, отдать в училища, учить их божественной науке и сделать сведущими в христианской жизни для утверждения их в ней. Когда он сам приходил в села для совершения поминок святым, то заходил часто в школы, вокруг себя собирал жрецов и волхвов, кругом его собиралась большая толпа; у некоторых в руках были книги, у других доски; он приказывал всем читать громко и сам радовался более, чем если бы он нашел великое сокровище». Опираясь на это и другое упоминание о школе, К. В. Тревер пишет, что «как в Армении и в Иберии, так и в Албании в V в. существовали школы», причем речь идет не о городских, а о сельских школах.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz