Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В середине VII в. Азербайджан подвергся нашествию арабов и после 90-летней борьбы был покорен ими. С того времени система воспитания и обучения в стране стала иметь главной целью распространение ислама. Все начальные школы были превращены в духовные и учреждались при мечетях, обучение в них вело мусульманское духовенство. Предметами обучения были арабская грамота и чтение Корана. Кто знал текст Корана наизусть, тот считался успешно окончившим школу. На мусульманском Востоке начальная духовная школа имеет название «кетебе» и «мектеб». Школы готовили духовенство и чиновников из местных людей, знавших арабскую грамоту. В VI—XII вв. арабский язык был не только языком религии, но и языком науки, государственным языком на всем мусульманском Востоке, находившемся под властью халифата. Постепенно он вытеснил местную письменность и школу на родном языке.

Мусульманская система образования развивалась в соответствии с требованиями времени: нужны были грамотные люди, знавшие мусульманское богословие, арабскую философию, нужны были медики, географы и историки, астрологи, математики и др. Первоначально для подготовки таких кадров служили крупные мечети, в частности старейшая соборная мечеть Ал-Мансура в Багдаде. Возник новый тип учебных заведений — медресе, имевший две ступени — среднюю и высшую. В XII в. существовали медресе и в таких городах Азербайджана, как Нахичевань, Гянджа, Тебриз, Шемаха, Хамадаи.

Известно, что в 80-х гг. XII в. в Нахичевани было открыто медресе и издан специальный указ о порядке преподавания в нем. В этот период высшие учебные заведения были и в г. Марата и Гянджа, а близ Шемахи была открыта высшая медицинская школа — «Медресе-тибб».

В XII в. сформировалась мусульманская система образования в Азербайджане. Она включала следующие типы школ: мектебы — школы начального обучения; медресе — школы, дававшие среднее образование, а некоторые из них и высшее. Кроме медресе существовало обучение и в так называемых ханегях, где наставник-богослов, принадлежавший к той или иной мусульманской секте, обучал своих приверженцев и впоследствии направлял их в разные страны для пропаганды учения. Можно было получать образование в объеме медресе при знаменитых гробницах (духовное) и при обсерваториях (общенаучное).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz