Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Широкое распространение получило и индивидуальное обучение. Существовала также система образования дворцовой молодежи. Начальное духовное образование получали у дворцового муллы. Затем упражнялись в овладении военным искусством под руководством опытных военачальников — атабеков.

Мектебы открывались при мечетях муллами, которые за свой труд получали вознаграждение от родителей учащихся. Медресе, как правило, открывались высшими духовными властями и содержались за счет вакуфных доходов — специальных пожертвований имущими людьми пахотных земель, садов, магазинов. Сеть мектебов и медресе постепенно расширялась, и некоторые из них открывались в частных домах. Нередко медресе учреждались в комплексе религиозных и научных учреждений. Так, в начале XIV в. в Тебризе был учрежден «Эбваб-аль-бирр» («Ворота благотворения»), который представлял собой городок, где находились мечеть, библиотека, обсерватория, учебные, лечебные, санитарные и хозяйственные учреждения. В библиотеке было ценное собрание рукописных книг. При «Эбваб-аль-бирр» существовало медресе — своего рода средневековый университет. Примерно такой же университет был основан в 1312—1314 гг. при шемахинской Джума-мечети.

В процессе археологических раскопок, проведенных в 1983—1984 гг. на территории шемахинской Джума-мечети, обнаружен комплекс этого учебного заведения. Здание четырехугольной формы было построено из хорошо обтесанных камней и выжженного кирпича, состояло из 8 келий, в каждой из которых размещалось до 10 студентов.

В Тебризе и в некоторых других городах Азербайджана возникли специальные школы художественной каллиграфии, в которых готовились переписчики рукописей ценных научных и литературных произведений и религиозных книг. Поскольку не существовало книгопечатания, профессия переписчиков была очень популярной.

В 1220 г. в Азербайджан вторглись монгольские орды, нанесшие тяжелый урон культуре и экономике страны. Разрушенными оказались большинство городов, в которых находились школы и другие культурные центры. Только к середине XIV в. Северный Азербайджан полностью восстановил свою независимость, а в Южном Азербайджане продолжала стоять военно-кочевая монгольская знать. В конце XIV в. страна опять была завоевана и разорена, на этот раз войсками Тимура.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz