Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Тем не менее и в этот тяжелый период истории Азербайджана его культурное развитие не было полностью остановлено. XIII—XVII века отмечены творчеством выдающихся мыслителей и ученых, таких, как Катран Тебризи, Абу Салех Гази Шуейб, Абу Саид Нишабури, Кюхи Мухаммед ибн Бакуи, Хатиб Гусейн ибн Гасан Алармури, Касим Гянджеви, Мухаммад Нахчивани, Абуль Ула-Гянджеви, Абуль Гасан Ансари и многие другие. Монгольские поработители старались использовать знания и умения других народов и охотно брали к себе на службу ученых и поэтов. Связи Азербайджана со Средней Азией, Грузией, Арменией, Ираном и арабским Востоком продолжали развиваться.

Существовавшие в стране в конце XII— начале XIII в. различные типы учебных заведений, такие, как мектебы, медресе, ханегяхи (школы, поэтов) и другие учебные заведения, подвергались разрушению; многие из них прекратили существование. Каждый новый государь, захватив власть, начинал переустройство государства, в том числе и учебных заведений. Во время монгольского владычества при дворцах были открыты военные школы. В них обучали различным физическим упражнениям, метанию копья, диска, стрельбе из лука.

В XIII—XV вв. в азербайджанских городах Нахичевани, Ордубаде, в Карабахской провинции существовали медресе двух видов: «медресейиИршадия» и «медресейи-Вехтания». Срок обучения в первом составлял 14, во втором — 16 лет. Они разнились и по содержанию образования. Кроме богословских наук в «медресейи-Вехтания» изучали астрономию, алгебру, грамматику, географию и языки.

В средние века в медресе широко пользуются в учебных целях переводной литературой с греческого на арабский и фарсидский языки.

В XIV в. в Азербайджане основывается высшее учебное заведение «Даруль-Финуи» (Тебриз). Как сообщает историк того времени Рашид-ад-дин, в нем обучалось тыс. студентов, большинство которых составляли азербайджанцы.

В целом в XIII—XIV вв. в стране насчитывалось около 170 мектебов и около 30 медресе. Среди последних особой известностью пользовались Шафиитское, Ханифитское, Газаниййе, Фелекиййе, Насриййе, Музаффариййе. Обучение в мектебах и медресе было платным, поэтому отдавать в них своих детей могли только люди имущие.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz