Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Одной из характерных особенностей этого периода является привлечение внимания общественности к созданию литературного наследия на родном языке. В связи с этим ряд просветителей проявили инициативу в осуществлении некоторых практических мероприятий. К ним можно отнести составленные на азербайджанском языке диваны Али Иззаддином Гасан оглы, учебное пособие «Сихахан-аджам» по изучению фарсидского языка Хиндушаха Нахичевани, работу ученого-каллиграфа Гаджи Мирали Табризи.

Во всех учебных заведениях (кроме школы секретарей) уроки велись на двух языках: арабском и фарсидском. Арабский был языком религиозным, а фарсидский — светских предметов. В мектебах, организованных при мечетях, обычно было всего два учителя. Они обучали детей богословию, арифметике, чтению и письму. Обучение проходило по отдельным группам, число учащихся в которых не превышало 8—10 человек. Сроки обучения в мектебах определялись их руководителями, и основатель мектеба сам решал, чему и как учить.

Сроки обучения в медресе были различными — от 14 до 16 лет. Преимущественное внимание уделялось преподаванию религиозных предметов. Однако во многих учебных заведениях изучались и светские науки — диалектика («джадл»), математика, геометрия, тригонометрия, астрономия, филология, правоведение, юриспруденция, поэтика, философия. Но «джадл» и философию изучали только с разрешения государя. Преподавал эти науки «катиб» (секретарь), который пользовался не меньшим почетом, чем богословы.

Учебников не было, и на уроках изучали произведения классиков: «Китаб уль-Агани» («Книга песен») Аббаса ибн Тархана, «Китабе-Назмиййе» («Книга стихов») Мухаммеда ибн Баиса, «Урджизе» и «Ганун фитиби» Ибн Сины, «Философия» аль-Фараби, «Ахлаги-Насири» («Мораль Насира»), «Адабуль Мутеелимин» («Поведение учащихся») Н. Туси, «Гюлистан» и «Бустан» Саади, рукописные книги по астрономии и математике Бируни.

Методы преподавания различных наук со временем приобретали все большие особенности. Шел процесс отделения одного предмета (фани) от другого. Например, от богословия отделилось законоведение. Многие знаменитые деятели культуры выступали в роли учителей. Например, автор «Истории Азербайджана» Фахраддин Абуль Фадла ибн ал-Мусанны ат-Табризи читал лекции в медресе «Низамиййе» в Багдаде. Там же преподавал Абуль Фадла Махмуд алАрдабили.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz