Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Большое развитие получили в Азербайджане школы со специальным профессиональным уклоном. Особое место среди них занимали школы каллиграфии. Азербайджанские каллиграфы создали свою школу художественной каллиграфии, снискавшую всемирную славу. Для каллиграфов писались специальные пособия, например «Книга о художестве и каллиграфии» Кази Ахмеда, в которой содержатся интересные сведения об учебных заведениях.

Наряду со школами каллиграфии существовали школы музыки, где обучались игре на кононе, сазе, зурне, нагаре, школы зодчества, где преподавались математика, геометрия, живопись, рисунок и география. Для всех школ обязательным было изучение основ ислама. Самой известной школой была Нахичеванская, созданная виднейшим зодчим XII в. Эджеми ибн Эбубекром Нахичевани.

В XV—XVII вв. в связи с распространением ислама росла потребность в служителях культа, на которых кроме духовных дел возлагался и ряд мирских обязанностей. Росла потребность и в грамотных людях; правителям нужны были мирзы (писари) для ведения делопроизводства, феодалам — грамотные сборщики налогов, купцам — грамотные помощники для ведения торговых дел. Все это приводило к росту сети медресе, где обучалось большое число учащихся.

В г. Баку, Шемаха, Тебриз, Ардебил создавались учебные заведения повышенного типа. Для них пишутся и переводятся учебники по этике, истории, географии, философским наукам. На ниве просвещения трудились известные ученые и мыслители XV в.: Абдул Гейдар Астрабади, Идрис ибн Исамеддин, Табризли Бадреддин, Амир Сеид Ахмед Лалеви, Мирза Насрулла Хойский, Джалеледдин Мухаммед Довани, Сеид Яхья Ширвани, Абдуррашид Бакуви, Фетуллах Тебризи, Шукруллах Ширвани, Абулфет Тебризи и другие.

В XVII в. число мектебов и медресе росло вместе с ростом крупных городов. По свидетельству турецкого путешественника Овлия Челеби, в 1647 г. в Тебризе функционировали 47 крупных медресе, в которых изучались мусульманское богословие и различные средневековые научные дисциплины. В них преподавали многие ученые и высшие духовные лица. Мектебов в Тебризе было около 600. Описывая Шемаху, Челеби отметил наличие здесь 7 медресе и 40 мектебов. Число мектебов и медресе росло и в других городах Азербайджана—Ардебиле, Марате и Гяндже. В XVIII в. в стране действовало около 1200 начальных школ и около 100 средних и высших учебных заведений. В каждом из них число учащихся колебалось от 50 до 1000. В медресе обучение велось в форме лекций, которые читались на родном, азербайджанском языке. Срок обучения в мектебах и медресе зависел от способностей учащихся и подготовленности преподавателей. В мектебах он длился 6—8, а в медресе доходил до 15—20 лет. Прием и выпуск производились в течение всего года. В мектебы и медресе поступали дети состоятельных родителей.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz