Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание, формы и методы обучения в мектебах и медресе

Обучение письму определялось задачей дать необходимые навыки для ведения счетных книг, торговли, составления простых и деловых писем, ведения делопроизводства и т. п.

Начиная с XIII в. в Азербайджане стали появляться литературные произведения и на родном языке. Так, книгу М. Физули «Лейла и Меджнун» (XVI в.), написанную на азербайджанском языке, стали изучать в мектебах как дополнительный учебный предмет.

Биографические данные об известных средневековых поэтах Азербайджана Абуль Ула-Гянджеви, Хагани Ширвани (1120—1199), Фелеки (1108—1146), Низами Гянджеви (1141 —1209), Зульфугаре Ширвани (род. в 1190 или 1192 г.), Щебустари (1287—1320), Марагаи Авхади (1274—1338) дают интересные сведения о характере, содержании и методах обучения в медресе. Опираясь на эти данные, можно утверждать, что в медресе преподавали не только мусульманское богословие, но и ряд научных дисциплин — естествознание, логику, философию. Однако полученные знания в основном использовали в диспутах, другого практического применения они не имели.

В XVII—XVIII вв., в период непрекращавшихся войн между шахским Ираном и султанской Турцией, Азербайджан находился под властью то одного, то другого завоевателя. С победой каждого из них усиливалась пропаганда религиозных догматов той мусульманской секты, которой они придерживались. Пропаганда этих догматов проводилась в ущерб изучению в медресе научных знаний. Так, иранские шахи, открывая учебные заведения, в качестве главной их задачи ставили пропаганду шиизма, а османские султаны заставляли пропагандировать суннизм. В результате ученые покидали Азербайджан и уезжали в другие страны мусульманского Востока, в связи с чем значительно ухудшалась деятельность медресе. Постепенно влияние мусульманской религии настолько усилилось, что в медресе стали готовить исключительно мусульманское духовенство. Эти учебные заведения приобрели узкопрофессиональный, религиозный характер.

Организация и методы обучения не претерпели значительных изменений. Занятия в медресе велись в больших залах, вмещавших нередко несколько сотен студентов. Преподаватель сидел на кафедре, вблизи от него сидели или стояли на возвышении его помощники и передавали слова преподавателя студентам, сидевшим дальше. Студенты имели право задавать вопросы преподавателям. Кроме толкования догм религии преподаватели читали лекции по вопросам богословия. Большое место занимала самостоятельная работа студентов.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz