Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Ованес Саркаваг Имастасер

Об уровне обучения в Анийской школе Саркавага говорит тот факт, что здесь изучались грамматика Дионисия Фракийского, ее армянские толкования, искусство риторики, логика и философия Аристотеля, математика (в частности, по трудам Филона Александрийского, Никомаха и Ширакаци), календароведение, музыка, богословие и другие научные дисциплины. Саркаваг сам преподавал многие из названных наук и учил «прежде всего грамматике, ключу науки, наставнику чтения и источнику десятка интонаций, с помощью которой разделяются мысли, распознается сила талантливых и услаждающих слух внимающих, которая знакомит с долгими и краткими слогами, с гласными и согласными, со смысловым ударением... с восходяще-нисходящей интонацией и употреблением апострофа, дабы не начинать строфу с середины и, поставив запятую в конце в знак окончания мысли», получить «иной смысл».

Саркаваг обучал риторике и философии, космографии, теории календаря, математическим дисциплинам и астрономии.

Судьба вновь связывает Саркавага с Ахпатским монастырем, где продолжалась его плодотворная научно-литературная и педагогическая деятельность. Вероятно, в Ахпате он и реформировал армянский календарь (1084), положив начало новому армянскому летосчислению, которое было названо его именем. Благодаря его стараниям школа при Ахпатском монастыре превратилась в школу высшего типа, программа обучения в которой совпадала с программой Анийской школы. Саркаваг уделял большое внимание изучению письменного наследия прошлого, проделал огромную работу по выявлению затерявшихся или полузабытых произведений древних авторов.

Он явился реформатором школьного образования в средневековой Армении, внедрив новую систему и методы обучения.

Саркаваг воспитал целую плеяду талантливых учеников, сыгравших заметную роль в развитии армянской письменности и просвещения. Он поль13* зовался славой великого ученого-философа и просветителя и за пределами Армении, оставив богатое научно-философское и литературное наследие. Саркаваг одним из первых выдвинул положение о необходимости непосредственного естественнонаучного познания внешней природы, опытного знания. Наука должна быть нацелена на исследование причинно-следственной связи, так как не «может называться знанием то, что основано на мнении без познания причин, как и (не может быть) науки без достоверного знания». К числу основных методов научного исследования относятся наблюдение, опыт, объяснение.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz