Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Ованес Саркаваг Имастасер

Познавательной способностью (интеллектом) обладает только человек. Приобретение знаний находится в прямой зависимости от этой способности.

Важнейшими методико-дидактическими принципами Саркавага являются: 1) необходимость использования практических занятий и упражнений «для (развития) внимания и наблюдательности»; 2) обучение должно идти от простого к сложному, от менее сложного к более сложному, от известного к неизвестному; 3) учитель должен так преподнести изучаемый материал, чтобы «возбудить и заострить ум любознательных» отроков; 4) «способы обучения» не являются вечными, они подлежат изменению в зависимости от конкретных обстоятельств; 5) процесс обучения должен быть построен по принципу доступности и наглядности, что определяет и прочность усвоения материала учениками; 6) в основе совершенствования знаний лежат учение и трудолюбие, так как «всякое знание и искусство приумножается и укрепляется, становится прекраснее по природе одним путем — усиленным учением и усердным трудом. Одновременно учение и труд исправляют ошибки, (идущие) от любознательности»; 7) всякая сумма знаний или истина, до которой на определенном этапе доходит обучение или познание, одновременно заключает в себе момент «абсолютности» и «относительности»; 8) обучение (и познание) идет от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и совершенному, от относительных знаний к менее относительным, от мнения к знанию. Относительные знания — необходимое условие, ступень в достижении более полных и адекватных знаний знание любого порядка должно пройти опытную проверку, после чего только оно становится истинным знанием; необходимо учиться самому добывать знания; 10) в научном споре или дискуссии необходимо учитывать специфику и методы той области знания, к которой относится обсуждаемая проблема. Смешивание же методов различных наук и искусств не может привести к взаимопониманию и выявлению истины каждому виду ремесла, искусства или научной дисциплины свойственны специфические методы и способы обучения. Это касается также систематизации, обработки и обобщения приобретенных знаний в рамках отдельной области знания; 12) в процессе обучения должна соблюдаться смысловая определенность, ибо «двусмысленность — мать заблуждения» «родительницей» всех наук, искусств и ремесел является природа; она — высший учитель; надо учиться у природы, следовать образцам природы и воспроизводить их в своих творениях; 14) в художественной деятельности возможна и даже необходима творческая фантазия, вымысел. Цель искусства — творческое воспроизведение действительности; 15) подлинное искусство требует таланта, природного дарования, но имеет значение и обучение искусству; 16) искусство выполняет объединяющую, познавательно-просветительскую и воспитательную функции, тем самым служа интересам общества.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz