Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Ованес Воротнеци

Татеваци оставил многочисленные труды, в которых рассматриваются проблемы почти всех областей средневековой науки. Многие из его трудов были написаны в учебных целях и служили в качестве школьных пособий. Немало внимания он уделяет вопросам обучения, образования и воспитания, проявляя оригинальный подход к решению многих из них. Человек рождается от природы голым и лишенным как телесных, так и духовных благ, пишет Татеваци. Все это приобретается человеком после своего рождения — «святость и знание для души» и материальные блага. Душа человека (разумеется, это в первую очередь касается ребенка) «подобна неисписанной доске или вымытому пергамену», которая наполняется содержанием в процессе длительного воспитания, обучения, наблюдения и исследования внешнего мира. В человеке заложена «способность к познанию», которая актуализируется лишь в процессе соответствующего воспитания и образования, к тому же не сразу, а постепенно.

В раскрытии потенциальных способностей ребенка, в формировании его внутреннего, духовного мира важное место занимает учитель-наставник, функции которого заключаются в ограждении ученика от порочных влияний, в привитии любознательности и в незаметном, постепенном заполнении его души, что невозможно без предварительного расположения «сердца ученика». Обучение необходимо начать с раннего детству — семилетнего возраста, когда органы чувств ребенка весьма восприимчивы ко всему, а душа свободна и «чиста» от злободневных тягот и ненужных знаний. В процессе обучения учитель должен руководствоваться принципами наглядности, ясности, доступности.

Подобно тому как природа «постепенно поднимается от несовершенного к совершенному», точно так же процесс обучения должен строиться по принципу перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному. При этом учитель-наставник должен принимать во внимание как индивидуальные умственные способности учеников, так и фактор их физического развития.

Принцип гармонического развития ребенка требует сочетания нравственноинтеллектуального и физического воспитания, так как духовное и телесное начала тесно взаимосвязаны: «Если не действует телесное, то не действует и духовное». Преподавание должно вестись в определенной последовательности, иметь внутреннюю логику. Обучение — многоэтапный процесс; переход от одного этапа к другому возможен лишь тогда, когда учитель убедился в том, то предшествующий объем знаний полностью усвоен учениками. В качестве крайней меры наказания и крайней формы воспитания может применяться телесное наказание. Ребенок с детства должен приобщаться к труду, обучиться ремеслу. Показателем степени усвоения учениками знаний является не «словесное заучивание», а их непосредственное практическое применение, использование знаний. Критерием истинности знания является реальная действительность, соответствие знания познаваемому объекту.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz