Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АРМЕНИИ В XV —XVII вв.

Творчество Григора Татеваци — вершина средневековой армянской теоретической мысли, которая аккумулировала в себе достижения предшествующих эпох и в значительной степени вышла за рамки средневековой науки и философии.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АРМЕНИИ В XV —XVII вв.

В конце XIV в. Армения была разорена полчищами Тимура, а после распада его государства страна подверглась грабежу и насилию со стороны кочевых туркменских племен, которые и господствовали в Армении в XV в. В начале XVI в. начались длительные войны между Османской Турцией и Сефевидской Персией, в результате которых Армения была вновь разорена. По мирному договору 1555 г. Западная Армения перешла к Турции, а Восточная — к Персии. Однако и после этого страна неоднократно завоевывалась враждующими сторонами, до заключения в 1639 г. мирного договора между Турцией и Персией. Социальный гнет сочетался с национально-религиозным, и народные массы Армении неоднократно-с оружием в руках выступали против него.

До середины XV в. наука, культура, образование в Армении сохраняли традиции предшествующих периодов. Видными деятелями школы и воспитания в этот период являлись Товма Мецопеци, Аракел Сюнеци, Акоп Крыпеци и другие. С середины XV в. наметился упадок армянской культуры. Со второй половины XV в. центры образования и просвещения перемещаются в армянские колонии.

С конца XVI в. и особенно с начала XVII в. вновь возрождается тенденция к оживлению школьного дела и образования. К числу учебных центров, которые достигли определенного расцвета, относятся монастырская высшая школа Большого Анапата в Сюнике и Багешская Армдольская высшая школа. В Сюникской школе, основанной в конце XVI в., кроме богословских дисциплин преподавались грамматика, риторика, литература, философские науки. Для ведения занятий приглашались многие известные ученые того времени. Здесь обучали также искусству письма, рисованию, переплетному делу, изготовлению красок и чернил. Многие выпускники этой школы впоследствии стали духовными и школьными деятелями. Армдольская высшая школа была основана Барсегом Гавареци. Школа действовала по разработанной им учебно-образовательной программе. Важное место в ней отводилось изучению грамматики, литературы, истории и философии. Кроме этого, здесь обучали каллиграфии и рисованию. Благодаря широкому кругу изучаемых предметов, наличию сведущих и опытных педагогов школа начала привлекать внимание как любознательных юношей, так и многих передовых людей. Выпускники школы стали распространителями просветительских идей, создателями новых школ, организовывали книгохранилища-библиотеки. В XVII в. эта школа превратилась в университет.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz