Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АРМЕНИИ В XV —XVII вв.

Подобные школы в XVII в. открывались в Агулисе, Нор-Джуге, Исфагани и других местах. В Кутинской школе, построенной и содержавшейся на средства населения, обучалось 250 учеников. Характерной особенностью школы было то, что обучение мальчиков и девочек было совместным.

Выдающимся событием в культурной жизни армянского народа явилось начало армянского книгопечатания. В 1512 г. в Венеции увидела свет первая армянская книга, содержавшая сведения по медицине. В следующем году было издано уже 5 книг. Создателем первой армянской типографии и основателем армянского книгопечатания является Акоп Мегапарт. Впоследствии его дело было продолжено Абгаром Тохатеци в Венеции, а потом в Константинополе. В XVII в. одним из основных центров армянского книгопечания становится Амстердам. Типографии были основаны также в г. Джуге (Джульфа), Львове, Мадрасе и других.

На поприще литературы и искусства появились такие деятели, как поэт Мкртич Нагаш (XV в.), крупный представитель светской поэзии Григорос Ахтамарци (XVI в.), выдающийся поэт Наапет Кучак (XVI в.), поэт, певец и художник Нагаш Овнатан (XVII в.) и другие. В произведениях этих авторов содержатся сведения о состоянии школьно-образовательного дела в Армении, культуры, науки и искусства, выдвигаются идеи и положения педагогического, методического и дидактического характера, что свидетельствует о том, что, несмотря на общий культурный упадок, в различных уголках страны, а также за ее пределами продолжали существовать отдельные очаги образования и культуры.

В XVII в. возрождается интерес к философским, естественнонаучным, математическим, логическим, историческим, грамматическим, эстетическим знаниям. Появляется значительное количество оригинальной переводной и комментаторской литературы, имевшей как научно-философское, так и образовательное значение. Видными представителями науки, философии и педагогики рассматриваемого периода являются Степанос Лехаци, Симеон Джугаеци, Ованес Джугаеци, Аракел Даврижеци и другие.

В этот период появляется «Книга историй» крупнейшего историка и одного из просвещеннейших людей того времени — Аракела Даврижеци (1670). Книга нацелена на пробуждение национального самосознания армянского народа, воспитание высоких чувств гражданственности и патриотизма. Она призывала к борьбе против иноземных поработителей, к политическому и военному единению всех сил народа. Труд Даврижеци проникнут верой в созидательную и духовную силу армянского народа. В нем есть главы, посвященные школьно-просветительскому движению, начавшемуся в XVII в. Просветительскую и наставническую деятельность ученых-вардапетов среди молодежи и народа в целом, основание школ различного типа, возрождение и включение в учебные программы светских наук: философии, логики, грамматики, астрономии и др. Даврижеци характеризует как героический подвиг во имя настоящего и будущего армянского народа, закладывающий фундамент духовного возрождения нации, и мощный фактор сохранения национальной самобытности.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz