Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание, формы и методы обучения в мектебах и медресе

Опыт работы мектебов и медресе Азербайджана обобщался и издавался в виде руководств по преподаванию и учению. Так, например, труд историк. Мухаммеда Хиндушаха Нахичевани назывался «Дастур аль-катиб», т. е. «Руководство для писца».

В средние века, вплоть до присоединения Азербайджана к России (начало XIX в.), школьное образование азербайджанского народа было связано с древней восточной культурой, и в первую очередь с арабской и фарсидской системами образования. В средневековом арабском мире значительное развитие получили многие отрасли науки и культуры, в том числе и математика, астрономия, география, медицина, философия, история и др. Широкое распространение получили мектебы и медресе, составлявшие основу системы народного просвещения. Арабские науки и система образования пускали корни в завоеванных арабами странах, в том числе и в Азербайджане. В школах учащихся обучали восточным языкам, логике и богословию, чистописанию и каллиграфии.

Татаро-монгольское нашествие замедлило развитие школы, науки, литературы и искусства. «... Истинная наука у мусульман замерла, а продвигавшая ее вперед школа окаменела и оставалась в таком же виде, в каком она была в древности, до самого последнего времени, без всякого изменения». Однако Азербайджан даже в период монгольского нашествия продолжал оставаться одним из крупных культурных центров Востока.

На языках мусульманского Востока учителя называли «муаллим», но так как в Азербайджане не было особого сословия преподавателей, а обучали детей моллы, то и учителей в народе называли просто моллами. Слово «муаллим» употреблялось лишь в литературном языке. Подготовку моллы-учителя получали в мектебах и медресе, а также у лиц, имевших высший духовный сан. Многие из них прекрасно владели арабским и фарсидским языками.

Молла, как правило, проводил занятия утром, а вечером ученики должны были безошибочно ответить заданный урок. В мектебах, где было большое число учеников, существовали помощники учителя, которые назывались «халфа». Обычно после урока чтения ученики занимались чистописанием. С помощью пера, сделанного из тростника и называемого «калам», ученики выводили арабскую вязь.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz