Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Ученый говорит о совершенствовании нравственности путем практической деятельности человека. В результате активной деятельности человек приобретает счастье — духовное, физическое и культурное.

Останавливается Туси и на вопросах воспитания детей. Он писал о житейских правилах воспитания: о том, как одевать и кормить, о формировании привычек, о воспитании любви к богу и родителям. Туси советовал воспитателям объяснять ребенку ценность положительных и вред отрицательных поступков, предупреждал, что дети не любят морализирующих назиданий. Он настоятельно требовал учитывать склонности ребенка и создавать условия для их развития, особенно при овладении ремеслом.

«Адаб-уль-мутааллимин» целиком посвящено вопросам воспитания. В первой главе автор подчеркивает пользу изучения наук, во второй говорит о тех усилиях, которые требуются для овладения знаниями, о порядке в мектебах и медресе. «Студент должен,— писал он,— изучая научные знания, воспользоваться их повторением, заниматься по утрам и между вечерами и ночами, читать много книг, а интересные места сохранять в памяти. Таким путем он будет быстро расти. Но не следует заставлять его читать много книг, так как это может привести к переутомлению».

Туси специально останавливается на условиях обучения в мектебах, требуя от учителя давать уроки ученикам в доступном для их понимания объеме и постепенно его наращивать. «Учитель,— пишет он,— должен часто повторять урок, объяснять трудные места книг. Не следует заставлять ребенка писать то, что он не понимает, ибо это приведет к ослаблению его интереса к учению». Характерная черта научно-педагогических сочинений Туси состоит в том, что он связывал вопросы обучения и воспитания ребенка с его особенностями.

Идеи Туси способствовали развитию азербайджанской педагогической мысли в период господства мусульманской средневековой схоластики.

Авхади Марагаи (1274—1338). Одним из ярких представителей азербайджанской культуры конца XIII— начала XIV в. был Ахвади Марагаи, творчество которого богато идеями о воспитании и обучении молодого поколения. В его произведениях нашли отражение научно-философские, религиозные, общественные и педагогические взгляды автора.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz