Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Наибольший интерес с точки зрения педагогики представляют первая и вторая главы «Джами-Джам» («Кубок Джамшида»), где он поднимает вопросы о происхождении живой и неживой природы, об анатомо-физиологических и психологических особенностях человека, роли человека в общественной жизни, его потенциальных природных особенностях. Задолго до Я. А. Коменского, Марагаи ставит вопрос о человеке как о частице природы и объективного мира. Он создает в своих трудах образ идеального человека — здорового, знающего, честного, вежливого, заботливого отца, любящего свою профессию, истинного труженика. Все негативные явления в общественной жизни Марагаи считает результатом отсутствия образования и плохого воспитания. Человек без знаний далек от человечности; наука — это «живая вода для человека», «пить ее надо досыта».

Большое значение он отводил самовоспитанию и роли родителей в воспитании детей.

Эссар Тебризи (1325—1390), талантливый поэт и ученый, продолжая традиции литературной школы Низами, создал произведение «Мехр и Муштари», в котором показана жизнь школы в эпоху средневековья. Раскрыто содержание обучения, отношения между учителями и учащимися. В поэме высоко оценивается значение знаний и науки, прославляется высокий гуманизм, любовь к жизни и человечеству, борьба за достоинство и земное счастье.

Имадеддин Насими (1370—1417) — поэт, философ и ученый, создал в г. Шемахе общество ученых (меджлис-ул-улема) и музыкантов (муганнилер), в которых объединились талантливые люди. Насими выразил наиболее радикальное направление суфизма, сторонники которого преследовались и уничтожались как враги ислама. Суфизм был противоречивым учением. Наряду с мистическими в нем были и прогрессивные элементы (протест против религиозных догм ислама, призыв к равенству людей, утверждение свободы воли, пропаганда поэзии и музыки).

Огромная заслуга Насими состоит в том, что он в отличие от многих предшественников и современников творил на родном, азербайджанском языке. Насими считал, что в центре мироздания стоит человек, который формируется под влиянием среды и воспитания. Большую роль в формировании личности Насими отводил духовным наставникам и родителям. Для Насими человек — сознательное существо, обладающее выраженной индивидуальностью, обусловленной генетически и социально. При этом решающее значение имеют приобретенные свойства, а последнее зависит от воспитания и самовоспитания.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz