Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Творчество Насими богато и мыслями о значении изучения грамоты, науки; он был сторонником изучения таких наук, как логика, медицина, астрономия, поэзия, история. Он отвергал религию и религиозные догмы, критиковал схоластическое обучение, которое отнимало много времени у учащихся.

Шах Исмаил Хатаи (1485—1524) в 1501 г. был провозглашен шахом и, объединив мелких феодалов Ирана и Азербайджана, основал государство династии Сефевидов. Под псевдонимом Хатаи он создал большой сборник лирических стихотворений на азербайджанском языке, а также ряд других произведений назидательного и философского характера.

Во время правления Исмаила азербайджанский язык стал государственным и переживал период бурного расцвета. В ряде своих произведений Хатаи высказывает мысли о подготовке молодых людей к деятельности на пользу родины, о целях, задачах и роли воспитания. Он не отрицает значения природных задатков человека, но считает главной задачей воспитателя выявлять и развивать положительные природные данные.

Науку Хатаи оценивает как бесценное средство воспитания. Учитель для учеников, по мнению Хатаи, подобен солнцу во вселенной. Задача учителя не только научить учащихся письму и чтению, но и воспитать их, сделать вежливыми, учтивыми, благожелательными.

Мухаммед Физули (1494—1556). Творчество гениального поэта и великого мыслителя Мухаммеда Физули — вершина азербайджанской классической поэзии. Физули, по его собственным словам, «всегда стремился собрать в своей душе все науки и знания». Избранный им псевдоним Физули полностью отражал это стремление, ибо он означает множественное число от слова «фазл» — образованность. Он был не только крупным поэтом, но и выдающимся мыслителем и ученым. Судя по его философскому труду «Матлаул-этигад» («Восход верований»), он признавал существование материального мира и возможность его познания, но одновременно верил в существование нематериальных явлений.

В поэтическом творчестве Физули раскрыты система воспитания человека, содержание и методы обучения. Проблема человека всегда стояла в центре внимания Физули. Настоящая, живая, активная любовь его к простым труженикам полна большого социально-философского смысла.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz