Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

В произведении «Энисул-Гэлб» («Друг сердца») Физули писал, что наука должна служить народу, она раскрывает перед ним тайны жизни и является мощным средством улучшения его благосостояния. Ценна только та наука, которая приносит пользу народу, которая может служить руководством к практическому действию. Наука и знания не являются чем-то недостижимым, их можно приобрести ценой больших усилий и труда. Для этого человеку от природы даны определенные возможности, которые, однако, при отсутствии благоприятных условий могут полностью заглохнуть. Физули видел заложенные в человеке природные возможности и требовал, чтобы создавались соответствующие условия для их развития.

Физули хорошо понимал, что высокие качества человеку не даются в готовом виде. Их следует формировать в определенной последовательности, проявляя при этом упорство и терпение, и при этом особенно велика роль воспитателя, который должен быть широко осведомлен во всех науках и искусствах. Молодое поколение, отмечал Физули, должно изучать науку, вооружаться знаниями. Школа, описанная в поэме «Лейли и Меджнун»,— образец средневековой школы. Обучение в такой школе начиналось с 10-летнего возраста. Девочки и мальчики сидели в разных углах классной комнаты. Их учили чтению и письму. Особое внимание уделялось каллиграфии (чистописанию).

Многочисленные высказывания Физули по вопросам воспитания дают основание сделать следующие выводы: цель воспитания заключается в формировании людей, глубоко чувствующих смысл жизни, умеющих согласовать личные интересы с интересами народа, свято выполняющих свои обещания, верных своим словам, честных, преданных, искренних. В условиях средневековья Физули смело поднял голос гуманиста в защиту личности, потребовал подлинно человеческого отношения к человеку.

Воспитание с самого начала должно быть поставлено правильно, иначе «зеркало разума человека покроется пылью и человек превратится в невежду». Все люди должны быть равны. Невоспитанный человек, будь то богатый феодал или бедный крестьянин, все равно не добьется в жизни сколько-нибудь значительного. Достойны уважения, заботы и похвалы только люди высокой и чистой морали. Достоинство человека измеряется не его происхождением, не его родом, а его деятельностью. Любой человек отличается от других не только чертами лица и внешними признаками, но главным образом богатством духовной жизни. Чтобы воспитать полезного для общества человека, следует немало потрудиться. Чтобы добиться желанной цели, говорил Физули, приходится терпеть лишения, которые неизбежны во всяком большом и благородном деле.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz