Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

Сознавая определенную зависимость будущего человечества от воспитания нового поколения, Физули неоднократно возвращался к этому вопросу. Он подчеркивал, что каждое новое поколение должно подниматься выше предыдущего, приобретать новые нравственные качества. В «Наставлении сыну» он писал: «Пока не созрел плод, не имеет вкуса... созревши, вступил в противоречие с деревом. Оно выражалось в его цвете и запахе. Дерево не обладало ни цветом, ни запахом своего плода. Конечно, по красоте и иным качествам плод выше дерева, он нежнее дерева. О, мой умный сын, ты хорошо пойми смысл моих слов. Если ближе и лучше присмотреться к жизни, то плод — это ты, я — дерево, а мир — это сад».

Подлинный смысл жизни Физули видел в труде. В произведении «РиндуЗахид» он писал: «О, мой милый и счастливый сын!.. Установлено так, что только трудом и старанием каждый добьется своего. Не будь ленивым. Всем дано одинаковое право для того, чтобы открыть двери счастья и исполнения желаний... Пусть никто ни под каким предлогом для исполнения своих желаний не уклоняется от усилий и труда».

Своим отношением к религии Физули резко отличался от ортодоксальных мусульманских фанатиков. Он критиковал не только религиозных фанатиков, призывавших людей отказаться от радостей жизни ради мифического покоя и счастья в загробной жизни, но и тех, кто удовлетворялся одними земными наслаждениями.

Творчество Физули богато и разнообразно. Оно является неисчерпаемым источником оригинальных идей и мудрых советов. Возможно, что из сокровищницы его творчества нам удалось взять лишь ничтожно малую долю.

Можно назвать имена еще многих ученых, писателей, художников и философов — азербайджанцев, которые оставили ценные высказывания о воспитании и обучении. Примером могут служить стихи Саиба Тебризи (1601 — 1677), Месихи (1580—1656), Говси Тебризи (XVII в.) и других.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В.

Смена рабовладельческого строя феодальным на территории Средней Азии и Казахстана завершилась к началу VI в. Феодализм в Средней Азии прочно сросся с теократией. Главными религиями здесь в этот период были буддизм и ислам. Эпоху феодализма в Средней Азии можно разделить на три периода, историческими рубежами которых были арабское завоевание и нашествие монголов. Оба эти вторжения внесли огромные изменения в жизнь среднеазиатского населения и развитие его культуры.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz