Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

До арабского завоевания культура Средней Азии характеризуется преобладанием иранских языков, множественностью религий и систем алфавитного письма. После арабского завоевания, продолжавшегося в течение столетия (в 651 г. арабы заняли последний оплот Сасанидов — Мерв; в 751 г. в битве на реке Талас в Киргизии они отбросили из Средней Азии китайцев), в этом регионе господствующей религией стал ислам и большую роль приобрел арабский язык и арабский алфавит, образовались и распространились типы школ, связанные с исламом и арабским языком.

После начавшейся в 1219 г. оккупации монголами всей страны с северо-востока до Каспийского моря в Средней Азии возобладали тюркоязычные элементы, что нашло отражение в литературе, в развитии школы и педагогической мысли.

В раннефеодальный период в Средней Азии было много независимых владений (Хорезмское, Бухарское и др.); юго-запад был в составе империи Сасанидов (226 — 651), которые считались «царями царей». Если не их власть, то их авторитет признавался восточноиранскими царями и царьками.

Знатную феодальную молодежь приучали к службе в царской охране. Вассалы крупного феодала по установленной очереди присылали к нему в замок своих сыновей для несения охранной службы и получения придворного воспитания в соответствии с возрастом.

В наиболее населенных местах росло число ремесленников, дифференцировались виды ремесла, оттачивались умения зодчих, скульпторов, живописцев и других мастеров. Естественно, что такие сложные ремесла требовали систематического обучения у мастеров. Одновременно они же обучали учеников и грамоте. В городах учителя грамоты и счета содержали маленькие частные школы.

В V в. был создан уйгурский алфавит на базе согдийской скорописи (скорое письмо, бесспорно, является показателем роста грамотности).

В культурной жизни Среднего Востока в предисламское время немалую роль играли учебно-научные центры, создававшиеся эмигрантами с запада — сначала представителями античной философии, потом несторианами. Преподаватели Афинской академии (ее разгромил император Юстиниан в 529 г.) обосновались в Джундишапуре, на юго-западе Персии. Ученые из Эдесской школы переселились в Нисибин, близ северо-западной границы с Византией, создали здесь при монастыре большую богословскую школу. Эти центры популяризировали сочинения греческих философов и ученых, в них началась продолженная затем арабами работа по переводу греческих сочинений на восточные языки.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz