Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

В период между большими иноземными вторжениями — арабским в VII в. и монгольским в XIII в. — начали складываться народности, ставшие затем нациями казахов, таджиков, узбеков, туркменов и др.

Когда Средняя Азия насильственно мусульманизировалась арабами, в Хорезме военачальник Кутейба уничтожил всех ученых, знавших письменность хорезмийцев, хранивших их предания. Запрету и забвению подверглись согдийская и другие письменности Средней Азии как «языческие» с точки зрения ислама. В VIII и IX вв. в официальной переписке и в литературе установилась гегемония арабского языка. Арабский язык Корана был спутником ислама, подобно тому как латынь католической Библии — западного христианства.

В VIII — XII вв. в Средней Азии в обстановке острой социальной борьбы складывалась система мусульманских школ. В рассматриваемый период в основном сложились два типа средневековых школ мусульманского мира: мактаб (дабристан) и медресе. Мактаб — начальная школа — формировался в ряде стран. Медресе — тип средней и высшей школы — в Средней Азии.

Начальные школы создавались при мечетях. Персидско-таджикское дабристан (место писцов) и арабское мактаб (место письма) считаются синонимами понятия «начальная школа». Но явления, скрытые под этими терминами, требуют более пристального рассмотрения.

В больших городах государства Саманидов в X в. имелось довольно много людей, которых современники называли дабиры — «люди пера». Они обычно не только владели арабским и таджикским языками, хорошо знали Коран, основные нормы шариата (мусульманского права), но были начитаны в литературе и имели некоторые научные знания. Из их числа вербовались чиновники.

В XI в. в Самарканде действовала школа, имевшая целью подготовку дабиров. В «Сиасет-наме» рассказано, что ее ученики («неразумные малыши») читали, как образец, документ, составленный знаменитым султанским дабиром.

На арабской почве первые мактабы как школы письма появились в связи с распространением Корана. Они должны были готовить переписчиков Корана. В дальнейшем термин «мактаб», означавший место пребывания писцов и их школу, становится в городах арабоязычных областей халифата синонимом термина «дабристан», означавшего местопребывание и школу чиновников (в Иране XX в. «мактаб» означает «канцелярия»).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz