Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

Параллельно со школами письма, которые открывали частные учителя, возникли школы при мечетях для обучения мальчиков чтению Корана. По-видимому, к началу VIII в. надо отнести появление в Арабском халифате правила: при каждой мечети, в городе и на селе, всех мальчиков прихода обучать чтению Корана. Это требование возобновлялось рядом мусульманских государей, в том числе в Средней Азии. За выполнением его следили особые блюстители.

Для чтения Корана нужно было усвоить арабский алфавит. С этой целью в школах при мечетях применяли традиционный метод: мальчики писали буквы, а затем занимались их складыванием. От рядового имама (настоятеля мечети) не требовалось учить мальчиков писать. Он должен был научить читать Коран. Поэтому из системы занятий, сложившихся в школах письма (т. е. в школах дабиров и школах переписчиков Корана), в массовом мактабе при мечети применяли лишь минимум письменных упражнений — для овладения буквами и соединениями букв. В дальнейшем дело еще более упростилось: буквы и их соединения ученик мактаба при мечети не писал, а только читал (проговаривал) строки, написанные учителем.

Когда ученику с такой слабой «букварной» подготовкой давали читать Коран, то в кружеве строк арабской рукописи путался даже мальчик-араб, тем более это было непосильно ребенку ираноязычному или тюркоязычному. В рядовой школе при сельской мечети чтение Корана неизбежно сводилось к тому, что ученик механически заучивал текст по частям с голоса учителя или его помощника. При такой методике ученик мог свободно читать Коран (или его часть) наизусть, но плохо знал или совсем не разбирался в буквах.

Некоторые родители добивались, чтобы в мактабе при мечети не ограничивались изучением Корана, а расширяли курс: так было в старом дабристане и в лучших городских мактабах частных учителей. В малой части мактабов при мечетях, лишь у наиболее грамотных учителей и только отдельные ученики обучались письму, счету и читали произведения помимо Корана. Это, конечно, чаще бывало в городах, чем в кишлаках. В кишлачных мактабах встречались учителя (из числа служителей), которые не умели сами написать буквы на дощечке ученика и поручали это «специалисту».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz