Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПРОСВЕЩЕНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ

Среди туркменских племен в послемонгольский период широко распространялась исламизация. Туркменами вначале называли огузов, которые еще до монгольского завоевания были в той или иной мере связаны с земледелием и приняли ислам. Ряд туркменских племен омусульманились позже, в разное время и на разных территориях. На этих территориях стали создаваться коранические школы. В них в XII в. применялись учебники Ахмеда Ясави, религиозные стихи которого на арабском языке считались среди мусульман художественными образцами. Тюркоязычные религиозные книги послемонгольской эпохи не могли конкурировать по популярности с учебником Ахмеда Ясави.

В туркменских, как и в узбекских, мактабах укрепился обычай: после арабского «Хафтияка» читать персидско-таджикский «Чаркитаб». Старшие туркменские школьники чаще узбекских читали персидские стихи Хафиза.

В 1464 г. Вафаи написал на старотуркменском языке книгу «Равнак-уль-ислам» («Светоч ислама»), служившую учебником в туркменских мактабах до

в. В XVII в. в Каттакургане Суфи-Аллаяр изложил основы ислама узбекскими стихами; его книжка стала популярным учебником в мактабах тюркоязычных районов. В XVII в. выходец из Хорезма, основавший медресе на юге современной Башкирии (в Каргале), составил тюркскую азбуку с катехизисом; в предисловии он говорил о праве молиться на родном языке.

Приведенные факты говорят о том, что на протяжении тысячелетия опытные учителя считали, что обучение необходимо начинать на родном языке, ибо это обеспечивает усвоение основ религии и овладение механизмом чтения. Но в мусульманских школах всегда и непременно языком обучения оставался арабский язык. В сменявшихся поколениях на протяжении веков массы юношей под руководством наставников постигали трудности арабской грамматики.

Часть учебной литературы была создана в Средней Азии. Так, популярно было пособие по арабской грамматике таджикского поэта Джами (XV в.). В 1203 г. Бурзануддин Зарнуджи, преподаватель медресе (повидимому, в Ферганской долине), написал на арабском языке «Наставление учащему на путях обучения». Эта небольшая книжка адресована главным образом юношам, которые после курса провинциального медресе стремились продолжить свое образование в Бухаре, в известных в мусульманском мире медресе.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz