Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Многие страницы поэмы Юсуфа Баласагунского повествуют о роли знаний в жизни человека, о счастье, о хороших и дурных поступках человека. Большое место поэт отводит и вопросам семьи и брака, воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей. Поэт говорит, что высокие нравственные достоинства прививаются хорошим воспитанием. Если ребенок растет неумелым, капризным, изнеженным, то виноваты в этом его родители. Дети — радость семьи, без них нет счастья. Их надо воспитывать с малых лет, обучать ремеслу, приобретению навыков примерного поведения, умению уважать ст&рших и дорожить честью семьи и родителей.

Призыв к людям «Овладевайте знаниями!» пронизывает почти все главы «Кудатгу билиг». Но поэт утверждал, что учение — достояние привилегированных классов, а простой народ вообще не склонен к приобретению знаний.

В отличие от Юсуфа Баласагунского другой мыслитель этого периода — Ахмед Югнаки в своем произведении «Хикбатуль хикайк» («Подарок истин») подчеркивал, что овладение знанием имеет огромное значение прежде всего для неимущих.

Конечно, этико-педагогические воззрения Югнаки отражают особенности мышления своего времени — абстрактное понимание сущности человека и мотивов его поведения, оторванность идей воспитания от социальных условий. Но его педагогические взгляды воплощают основные черты народных представлений о нравственности, о нормах и правилах поведения простого человека.

Интересен в педагогическом плане и другой памятник древнетюркской письменности — «Диван лугат ат тюрк» («Словарь для тюрков»), созданный Махмудом Кашгарским. В фольклорных материалах словаря (в пословицах, поговорках, легендах, преданиях и др.) немало ценных идей этико-педагогических и морально-психологических идей.

В рассматриваемый период по вопросам обучения и воспитания выступали и представители реакционного направления — дервишские поэты, проповедники ислама. Так, Ходжа Ахмед Ясави (1103—1166), один из основоположников суфизма, имевшего известное распространение в средневековом Казахстане, в своем религиозно-философском трактате «Диван-и-Хикмет» («Книга о мудрости») в свете догматов ислама излагает основные нормы этической жизни человека. Только в служении богу и в великом терпении можно обрести вечный покой; если люди будут мучить тебя, молчи, обратив взоры к богу,— вот основное кредо философских рассуждений проповедника суфизма.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz