Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Письменные памятники древних тюрков воспевали нравственную чистоту человека и его воспитуемость, благородство простых тружеников. С их страниц звучал величественный гимн человеку.

Саади (1184—1291). Муслиходдин Саади родился в персидском городе Ширазе и жил в тяжелые годы монгольского нашествия. Борьба народов Средней Азии и Ирана за освобождение от ига иноземных поработителей оставила большой след в его творчестве.

Саади сначала учился в мактабе. Затем поступил в знаменитое медресе Низамийэ в Багдаде, а после этого долго путешествовал для пополнения образования по странам Востока. В 1255 г. Саади вернулся на родину, в Шираз, и стал учить детей. В возрасте более 70 лет он написал знаменитые сборники стихов и рассказов— «Бустан» («Плодовый сад») в 1257 г. и «Гулистан» («Цветник роз») в 1258 г., обогатившие литературу и педагогическую мысль таджикского и персидского народов. Саади выдвигал идею равенства всех людей, требовал воспитания у молодежи сочувствия и уважения ко всем народам. Вместе с тем Саади был убежден, что идеи равенства, справедливости и гуманности можно осуществить, воздействуя иа царя.

Развивая взгляды своих предшественников Рудаки, Насира-Хисрова — на решающую роль воспитания в формировании личности, Саади критиковал представленияо том, что умственные способности передаются по наследству. Не отрицая природных задатков, он считал их предпосылкой развития способностей.

Исходя из принципа активного участия человека в своем формировании, Саади под умственным воспитанием понимает овладение знаниями, применение их на практике и развитие умственных способностей. Он старается показать жизненное значение знаний и убедить молодых людей в необходимости хорошо знать жизнь. Кто овладевает знаниями, становится развитым, умным, благонравным, а его поведение — красивым. Требование Саади о связи знания с жизнью и практикой в то время, когда обучение в мактабах и медресе было оторвано от жизни, являлось весьма прогрессивным.

При решении вопросов нравственного воспитания Саади исходит из гуманистических принципов, требует воспитывать человека-гуманиста, патриота, мужественного, честного, доброго, скромного, но обладающего чувством собственного достоинства. При этом он подкреплял свои мысли примерами из жизни простого народа, народного творчества.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz