Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание, формы и методы обучения в мектебах и медресе

В качестве духовных сочинений в мектебах изучались «Джанен-Аббаси» («Сборник Аббаса»), составленный знаменитым ученым Муштахидом шейхом

Баханд-дином, и «Абвабь-уль-Джинань» («Врата рая»), книга, составленная Ахунд Молла Мохаммед-Рафием, более известным под именем Ваизи-Казвини, что означает «проповедник из Казвина».

Персидская литература изучалась в основном по историческим сочинениям. Особой популярностью пользовалось сочинение «Тарихи-Надир» («История Надира»), составленная известным историографом Надир шаха Мирзой Мехтиханом (Мирза Магомед Мехтихан Астарабади, умер в 1759 или в 1760 г.). Пособием по изучению исторических событий являлась также «Тарих-ульмаэджем» («История древней Персии»). Изучались и беллетристические сочинения: «Иншаи Мирза-Мехтихана» («Сочинения Мирзы Мехтихана») — сборник писем и государственных бумаг, написанных изящным слогом; «ХазаниБагар» («Осень — весна») — рассказы из жизни известных людей (автор неизвестен); «Гулистан» Саади. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции эта книга была одной из основных, которые изучались в мектебах и медресе мусульманского мира. «Гулистан» — это сборник рассказов, в которых автор представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи. По форме изложения Саади как будто смотрит на прошлое, но на самом деле он говорит о настоящем и учит людей лучше жить в будущем. Оценивая это произведение, М. Шахтахтинский писал: «Его мораль везде философская, она никогда не делает нравственность зависимою от религии. Он учит, запрещает и разрешает все во имя человечности, ума и сердца». Большой популярностью пользовались стихи известного персидского поэта — мастера газели Хафиза Ширази (ок. 1325—1389), собранные в сборник, известный под названием «Диван». В мектебах не переводили стихов Хафиза на азербайджанский язык. Красота языка, его благозвучность и музыкальность стиха привлекали людей всех возрастов. Ученики заучивали стихи Хафиза наизусть.

В медресе ученики имели уже несколько лучшие бытовые условия, жили по нескольку человек в комнатках (кельях), где и учились. Преподаванием занимался мудеррис (преподаватель). Обучение в основном было бесплатным. Медресе имели две ступени — начальную и высшую.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz