Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Саади, как и его предшественники, придавал особое значение овладению ремеслом: человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения.

Саади писал об определяющей роли школы и учителя. Он описывает два типа учителя — злого и доброго. Первый своей суровостью, бесчеловечностью мучил невинных детей, не разрешал им не только пошалить, но и высказать свои мысли, лишал их детских радостей, подавлял их самостоятельность и волю. Другой учитель — добрый, благородный и мягкосердечный — говорит очень мало, зато умеет слушать детей, никогда не обижает их. Однако Саади считает, что учитель не должен потворствовать детям 14* во всем, он должен требовать от них серьезного отношения к учению и в этом случае быть достаточно строгим.

Педагогические взгляды Саади формировались под влиянием его предшественников, особенно Рудаки. Но главным источником его взглядов явилась жизнь и устно-поэтическое творчество народа. Многие его высказывания о воспитании детей вошли в сокровищницу народной мудрости.

Джами (1414—1492). Нуриддин Абдурахман Джами родился в Хорджирде, в округе Джам, в Хорасане. Начальное образование Абдурахман получил дома и в медресе проявил себя как способный и трудолюбивый студент. Профессора Герата не могли удовлетворить его жажду знаний. Он отправился в Самарканд — тогда центр культуры и науки в Средней Азии. Успешно закончив медресе Улугбека, Джами возвращается в Герат.

Скоро Джами становится известным как талантливый поэт и автор ученых трудов. Независимый характер помешал Джами занять государственную должность или вступить в ряды официального духовенства. Он стал членом суфийского ордена Бехауддин Накшбанди.

Он обладал большими познаниями во многих науках, хорошо знал арабский язык, математику, логику, астрономию, космографию, право и был знатоком искусства. Им написан «Трактат о музыке». Он оставил богатое наследие во многих областях науки и литературы.

Произведение Джами «Бахаристан» («Весенний сад») является одним из лучших педагогических памятников таджикского народа XV в. «Бахаристан» написан по образцу «Гулистана» («Цветника роз») Саади. Каждая из 8 глав называется «равза», т. е. сад. В них помещены рассказы и притчи, составленные из высказываний суфиев, поучений мудрецов о жизни, поведении людей, даны биографии поэтов.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz