Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

По убеждению Джами, достоинство человека определяется не занимаемой им должностью, не богатством, а честным трудом:

Не золотом, не серебром прославлен человек —

Своим талантом, мастерством прославлен человек.

Джами уделяет много внимания вопросам воспитания. Как и его предшественники, особенно Саади, он считает очень важным для молодого поколения овладение знаниями: знание освещает человеку путь в жизни и помогает ему преодолеть все трудности и препятствия, встречающиеся на его пути. Поддерживая мысль Саади, что знание должно быть связанным с практикой, Джами писал: «Раз занимаешься овладением наукой, старайся применить ее на практике. Ведь наука без практики — это отрава, которую нельзя пить». Целью овладения знаниями должна быть подготовка к тому, чтобы стать полезным для людей. Предшественники Джами говорили о значении знания для практики, он подчеркивал значение практики для закрепления старых и получения новых знаний.

Источником знания, великим учителем и наставником молодежи Джами считал книгу. Он призывал молодежь читать, любить и ценить ее. Через книги передается молодому поколению весь жизненный опыт и вся мудрость старшего поколения, поэтому книга — самый близкий друг человека. Джами высказывал мысль, что знание — продукт жизненной практики и творчества людей, что знание создали люди и оставили его после себя для подрастающих поколений в книге.

Предшественники Джами мало говорили об учителе, отдавая предпочтение воспитанию в семье. Высоко оценивая значение и труд учителя, Джами в «Книге мудрости Искандера» рассказывает о мальчике, который учи телю воздает почести больше, чем отцу. Идеальным учителем Джами считает воспитателя Александра Македонского Аристотеля.

Джами верил, что при помощи воспитания можно сформировать такие человеческие качества, как гуманизм, чувство дружбы и товарищества, скромность, правдивость, щедрость и трудолюбие. Он продолжал гуманистические традиции своих предшественников.

Алишер Навои (1441 —1501). Алишер Навои родился в Герате. Его отец — один из образованнейших людей своего времени — служил при дворе Абуль-Касыма Бабура. В 15 лет Алишер уже прославился как поэт. Он писал стихи на персидском и тюркском, хотя прекрасно знал арабский язык.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz