Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Во время обучения в медресе в Мешхеде Навои проявил огромный интерес к знаниям. Он самостоятельно и с большим упорством изучал классическую литературу, труды по философии, знакомился с различными искусствами. Затем Алишер учился в медресе у знаменитого законоведа и знатока арабского языка Ходжи Фазуллы Абу-Лейса.

Педагогические идеи Навои отличаются большим гуманизмом. Он считает человека самым высшим, самым благородным существом Мира, а ребенка — светилом, которое освещает дом и приносит в семью радость и счастье. Мало любить собственных детей, человек должен любить всех детей — «будущее поколение», «другие дети являются твоими близкими родственниками»,— говорил Навои.

Он писал, что дети еще не могут отличать хорошее от плохого, и поэтому они с ранних лет должны находиться под благотворным влиянием воспитателей.

Человек не может жить вне общества, вдали от людей. «Общество является местом, домом событий. Никто не может быть вне его, не может быть независимым от его событий».

Характеризуя подростковый и юношеский возраст, А. Навои говорил: «После детства наступает юношество — период формирования разума. В этот период жизни человеком овладевает или разум, или страсть. Если разум победит, он будет руководить благородными делами».

По мнению Навои, цель воспитания — подготовить подрастающих людей хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он призывал молодежь к изучению наук и развитию разума. Ум — одно из основных качеств человека. Человеку необходимо овладеть наукой и ремеслом и постоянно совершенствоваться в них. «Знание и мудрость — украшение человека». Поэт мечтал о разностороннем развитии человека, о воплощении в нем лучших человеческих качеств.

В эпоху, когда попирались человеческие права, Навои вел борьбу за человеческое достоинство: «Я стал искренним другом рабов, я крепко подпоясался, чтобы служить им».

Любовь к человеку тесио связана у Навои с любовью к родине. Но его патриотизму чужда ненависть к другим странам и народам. Навои говорит о дружбе не только между отдельными людьми, но и между народами. В поэме «Фархад и Ширин» (1484) описана дружба китайца Фархада с иранцем Шапуром. Шапур — искренний и преданный друг Фархада и армянки Ширин.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz