Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Педагогические поучения Бабура блестяще раскрыты в прекрасном «Трактате об арузе», где автор дал подробнейшие наставления по правилам стихосложения. Это произведение — своеобразный эталон дидактики, где тщательно раскрываются в сопоставительном анализе узбекского и персидского языков законы фонетики, слогообразования, рифмосложения, смыслового акцентирования. Трактат снабжен историческими справками, примерами стихосложения известных поэтов Востока, подробной аннотацией используемой терминологии.

В XIII—XVII вв. в Казахстане нет еще сложившейся системы научных знаний в области педагогики и психологии. В середине XV в. на территории нынешнего Казахстана стали возникать казахские государственные объединения раннефеодального типа. Именно с этого времени начинается развитие собственно казахской культуры, выделение ее из общетюркской. В

—XVII вв. Казахстан все еще был изолирован от цивилизованного мира, находился вне сферы влияния Русского государства, западной культуры, переживал трудный, мучительный этап средневекового феодализма.

В воззрениях казахских мыслителей и летописцев педагогические идеи были слиты с нравственными размышлениями. Интересы защиты родины от врагов, борьба с иноземными захватчиками приковали их особое внимание к вопросам военно-патриотического воспитания.

Кочевой образ жизни выработал у казахов своеобразную систему ценностных ориентаций, потребностей, интересов, притязаний. В общине кочевников лепился некий идеальный образ личности, вырисовывался характёр, определялись качества личности, которые считались наиболее ценными, благородными и человечными, формировались нормы межличностных отношений (в семье, в общине). «Педагогика кочевников» имела в своем арсенале немало своеобразных приемов, средств воспитания подрастающего поколения. Неоценимым воспитателем молодежи выступала и народная мудрость (фольклор, пословицы и поговорки).

Характерной чертой общественной мысли Казахстана этого периода является обостренный интерес к этическим вопросам. Морально-психологические идеи были облечены в поэтическую форму поучений и афористических суждений. В рассматриваемый период в Казахстане жила и творила плеяда мыслителей и летописцев: Хорезми, Сараи, Казтуган, Асан-Кайгы, Шалкииз, Доспанбет, Жиембет, Маргаска и другие.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz