Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

В дастане поэта Хорезми «Мухаббат-наме» (XIV в.) повествуется об образе жизни, быте и нраве кочевников-кипчаков, даются различные наставления по воспитанию детей и подростков. Характеризуя моральное состояние общества своего времени, акыны утверждали, что мир полон разврата, нравы испорчены. Основным средством улучшения нравов являются воспитание, советы и наставления. Будучи гуманистами, они проповедовали идеи человеколюбия, справедливости. Они считали, что умение слагать речь — один из показателей нравственной воспитанности человека. Оригинальность, конкретность, краткость, образность и глубина были главными особенностями их афоризмов.

Во II в. до н. э.— V в. н. э. в Поволжье происходит разложение родового строя и переход к классовому обществу. В середине I тысячелетия н. э. в Поволжье образуются племенные союзы: в западном Закамье и южной части Предволжья складывается союз племен волжско-камских булгар, который явился одним из компонентов при формировании народностей казанских татар и чувашей. Предки чувашей образовали союз племен в лесной части Поволжья. К юго-западу от них жили буртасские племена, которые дали начало отдельным группам мордвы и другим народностям. В Предкамье, тесно соприкасаясь со всеми племенами лесного севера и северо-востока, сформировались предки современных марийцев и удмуртов. В Приуралье и восточной части Закамья жили башкирские племена.

В VIII в. в Поволжье происходит переход от мотыжного к пашенному земледелию. Земля становится важнейшим средством производства. Постепенно формируется классовое общество.

В воспитании детей главную роль играли народная педагогика, устное народное творчество, традиции воспитания. Народная педагогика Поволжья, отражая социально-экономические особенности хозяйственной жизни и быта, была направлена прежде всего на подготовку к труду, уважительному отношению к своему роду и близким. Значительное внимание в ней уделяется фи-

Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

зической закалке молодежи — подвижным играм, борьбе, верховой езде и скачкам. На народных праздниках устраивались состязания в силе, выносливости, находчивости, смелости, а также соревнования певцов, музыкантов.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz