Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

С принятием арабской письменности стали распространяться труды ученых Востока: Фараби, Р. Исфагани, Ибн Мисквея, Газали и других. В Булгарии были известны произведения Ибн Сины, энциклопедиста аль-Бируни, видного математика и астронома Мухаммеда аль-Хорезми. Татарские учителя использовали введение в энциклопедическую педагогику — «Книгу об учении обучающего», которая была написана на арабском языке Бурзанутдином аз-Зарнуджи (XII в.). Она имела хождение в рукописи, а в XVIII в.— в зарубежных изданиях. Книга была написана под влиянием античной педагогической мысли и содержала сведения по основам педагогики.

В IX—XIV вв. влияние восточной педагогической мысли на татар было плодотворным, но в XV—XVI вв. в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Светские науки постепенно были забыты, и схоластика стала основой всех учебно-воспитательных учреждений. Многие произведения вое точной педагогики и философии распространялись у татар в оригиналах или в переводах и пересказах татарских ученых, получивших образование в странах Востока.

В мектебах и медресе изучали Коран, кирагат (искусство чтения), шафсир (комментарии к Корану), хадисы (изречения Магомета), язык (главным образом, арабский и персидский), литературу, правоведение, историю, геометрию, географию, астрономию и философию. Во многих медресе был следующий порядок прохождения учебных дисциплин: 1) арабская морфология; 2) синтаксис арабского языка; 3) логика; 4) догматическое богословие (келям); 5) философия (хикмет); 6) практическое богословие (осулы факхэ); 7) мусульманское законоведение (фикхэ); 8) изречения Магомета; 9) толкование Корана (тафсир); 10) наследственное право (фараиз); 11) элементарная арифметика и начала геометрии.

В XIII в. Волжская Булгария пала под ударами монголо-татарского нашествия. Булгария вошла в состав Золотой Орды, сохранив некоторую автономию.

В XIV в. в Сарае, главном городе Золотой Орды, сосредоточилось много ученых и педагогов. Были восстановлены культурные связи со странами Востока. В конце XIV в. Сайф Сараи перевел «Гулистан» Саади и приложил к нему свои поучения и наставления, призывая молодых к овладению знаниями, ремеслами. Из оригинальных произведений нравоучительно-педагогического характера следует назвать «Открытую дорогу в рай» (1358), автором которой был сын Гали — Махмуд Булгари, и «Книгу Умми Камала» (1428) (подлинное имя автора — Исмагил, Умми Камал — литературный псевдоним). Камал — один из наиболее образованных людей своего времени. В своей книге он восхваляет силу разума, выступает за изучение наук.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz