Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

В период Казанского ханства (1437—1552) воспитание подрастающего поколения, как и в других феодальных государствах, целиком и полностью находилось в руках духовенства. Иерархическая лестница четко определяла обязанности каждого в обществе. Воспитание молодежи осуществлялось в мектебах при мечетях и носило сугубо религиозный характер. Дети более зажиточных родителей учились в медресе. Так, при соборной мечети в Казани имелось крупное медресе, руководимое известным педагогом Кол Шерифом. Пользовалась известностью и школа в селе Авдеево, в которой 36 лет проработал педагог Шейх Шимухаммед, сын Тук-Мухаммеда, написавший несколько педагогических трактатов. Учитель из медресе села Ташбилге Шарафутдин Хисаметдин написал оригинальное пособие «История Булгарии» (XVI в.).

Для завершения образования некоторые молодые люди ездили в Египет, Индию и другие восточные страны. Сохранилась, например, рукопись одного неизвестного татарского ученого XV в., который получил образование в Индии и оставил трактат о древнеиндийской философской мысли и воспи

тании.

В середине XVI в. жил и творил в г. Казани и Булгаре известный мыслитель Махмуд Ходжи углы Мухаммедьяр. Он мечтал о «справедливых правителях», идеализировал просвещенных ханов, но его беспокоила и судьба народа, который страдал от нищеты. Он разоблачал тех, «кто пьет кровь народа». Плохим или злым человек становится в результате влияния на него дурных людей, при отсутствии воспитания, считал Мухаммедьяр. Его идеалы отличались оптимизмом и симпатией к простым людям. Особенно отчетливо это видно в книге «Лучи души» (1539— 1541). Она состоит из 10 глав, каждая из которых раскрывает одно из нравственных качеств: правдивость, взаимопомощь, доброту и др.

Высокую оценку Мухаммедьяр дал воспитательному значению труда. В своих нравоучительных рассказах он убедительно показывал нравственную силу труда. Счастье, писал он, может быть, добыто только собственным трудом. Мухаммедьяр призывал к нравственному совершенствованию человека, писал о необходимости воспитывать у молодежи чувство патриотизма, любви к своему народу, от которой истинный сын отечества не откажется никогда, даже на чужбине, под угрозой жестоких наказаний. Большое значение он придавал таким методам воспитания, как убеждение, художественное слово, авторитет наставника, пример, упорядоченный режим жизни.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz