Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

Мухаммедьяр был одним из немногих, кто понимал роль Московского государства в судьбе казанских татар. Об этом он писал за 11 лет до завоевания Казани Москвой. Чуваши и марийцы добровольно присоединились к России в 1551 г.; в 1552 г. войска Ивана IV взяли Казань, и Казанское ханство прекратило свое существование. Вхождение народов Поволжья в состав России было прогрессивным явлением. Чуваши, марийцы, татары, удмурты и другие народы связали свою судьбу с русским народом, стоявшим на более высоком уровне экономического и культурного развития. «...Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку,— отметил Ф. Энгельс,—...господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...».

В целях упрочения своего положения царское правительство создало на местах монастыри, проводило политику христианизации, насильственного крещения язычников (чувашей, марийцев, удмуртов и др.) и мусульман (татар и башкир). При монастырях обучали нерусских детей. Ученые татары и чуваши использовались в качестве послов и переводчиков: «Благодаря находящимся на русской службе татарам русское правительство для сношений с правительствами мусульманских стран располагало готовыми кадрами переводчиков... Татарский язык был некоторое время языком дипломатических сношений».

Видным татарским мыслителем XVII в. был Мэвла Колый —автор нравоучительных и дидактических хикметов (изречений). До нас дошли 97 его хикметов, написанных в 1677 г. В них автор уделяет внимание и вопросам воспитания и обучения молодежи, подготовке ее к жизни, к участию в трудовой деятельности. Особенно важным он считал овладение основами земледелия: «Земледелие! Достойнее нет ремесла. Ты займись им — снискаешь почет всегда». Мэвла Колый призывает к овладению знаниями. Он сравнивал педагогов и ученых с солнцем, а учеников — с луной.

В XVII в. усилилось влияние русской и западной педагогической мысли. В татарском обществе шла упорная борьба между сторонниками ориентации на Восток и Запад. Одни педагоги защищали учебную практику Востока и осуждали науку «неверных» (русских и народов западных стран). Другие татарские просветители (С. Хальфин, И. Хальфин, Г. Махмудов, КНасыри) держались противоположной ориентации.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz