Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание, формы и методы обучения в мектебах и медресе

Народная педагогика

Воспитание детей в основном проходило в семье в процессе трудовой деятельности. К традиционным формам труда ребенок приучался с раннего детства: начиная с 6 лет дети помогали родителям и одновременно осваивали ремесло. Азербайджанские семьи традиционно многодетны, в каждой семье насчитывалось до 10—15 детей. Такая семья считалась полной и счастливой. Семья, где количество детей было до 5 считалась бесплодной. Ребенок являлся будущей опорой семьи, он должен был приносить пользу семье, помогать родителям в старости.

Идеи народной педагогики, взгляды народных масс на разнообразные вопросы воспитания отразились в сокровищницах устного народного творчества. Сказки, поговорки, пословицы, предания, загадки и другие образцы народной мудрости являются замечательными памятниками народной педагогики Азербайджана.

Самым древним письменным памятником азербайджанской народной педагогики является эпос «Китаби Деде-Горгут» (XI—XII вв.). Здесь нашли свое отражение и нормы этических поступков, таких, как повиновение сыновей, уважение к старшим, верность долгу.

В азербайджанском устном народном творчестве проводится идея о том, что зло должно быть наказано и уничтожено. Носителями добра, как правило, являются трудящиеся, бедные люди, наделенные благородными нравственными качествами. Носители зла — богачи; народ всегда считал их своими врагами. Отец народного героя — Кероглы-Алы-киши, которому по велению Гасанхана выкололи глаза, говорит своему сыну Ровшану: «Нет, сын мой. Не один Гасанхан наш враг... Все беки, все ханы и все паши — наши враги». Одной из важнейших моральных обязанностей человека народ считает патриотизм, любовь к родине. В эпосе «Деде-Горгут», «Кер-оглы», в сказках, в многочисленных пословицах любовь к родине рассматривается как важнейшее нравственное качество, определяющее моральный облик человека.

В материалах устного народного творчества отображено мудрое мышление, мир познания и зрелые взгляды трудового народа на жизнь и историю, события и судьбу человека. Этот материал играл исключительную роль в воспитании подрастающего поколения в течение многих столетий. Основная цель воспитания заключается в подготовке людей к жизни, а для этого необходимо любить труд, уметь противостоять злым силам, побеждать их, жить, строить взаимоотношения с другими на основе добра и справедливости. И именно такими были герои народных произведений. А молодое поколение должно быть похожим на этих героев.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz