Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

На обширной территории Сибири, протянувшейся от Урала до берегов Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до границ Центральной Азии, с незапамятных времен обитали предки нынешних многочисленных народов — якутов, эвенков, хантов, манси, селькупов, нганасан, кетов, долган (север Сибири), бурят, хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев, тофаларов (юг Сибири), нанайцев, ульчей, гольдов, нивхов, орочей, ороков, удэгейцев (Приамурье и Приморье), эскимосов, чукчей, ительменов, коряков, юкагиров, алеутов, айнов, негидальцев (Камчатка, Сахалин, Крайний Север).

Эти этнические группы прошли большой и сложный путь исторического развития. В середине XIII в. вся Сибирь, кроме крайних северных районов, попала под власть монгольских завоевателей, что почти на 300 лет приостановило экономическое и общественное развитие этого региона, привело к междоусобным войнам.

Жизнь коренного населения Сибири проходила в условиях разобщенности, разбросанности немногочисленной народности на большой территории. Так, к концу XVII в. на площади около 13 млн. кв. км жило лишь 236,6 тыс. человек, т. е. на одного человека из числа коренного населения приходилось более 40—50 кв. км площади. Это обстоятельство самым отрицательным образом сказывалось на развитии производительных сил и освоении природных богатств Сибири. Безграничное мужество, трудовая настойчивость, изобретательность и человеческая сплоченность потребовались от древних сибирских обитателей, чтобы выжить в единоборстве с суровой природой, создать свою материальную и духовную культуру.

Сама жизнь, трудовая, преобразовательная деятельность человека требовали обобщений воспитательной практики. По мере усложнения этой практики в народной педагогике складывались морально-оценочные определения ее целей, представления об идеальном образе, ориентируясь на который следует подготавливать человека к жизни. Характерная для народов Сибири стойкость родовых отношений и обычаев способствовала консервации положений народной педагогики, что позволяет соотнести ее содержание и принципы с очень отдаленными историческими временами.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz