Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Просвещение, школа и педагогическая мысль народов Поволжья. Приуралья и Сибири

Но дети могли стать надеждой родителей и опорой всего рода, только будучи хорошо воспитанными. По тому, как воспитаны дети, сородичи судили о самих родителях. Шорцы говорили: «От хорошего мяса — суп хороший, от хорошего человека — дитя хорошее». Плохо воспитанные дети — позор не.только для родителей, но и для всех родичей. Таких родителей не приглашали в гости, не оказывали им почестей.

По обычаю родители и старшие в семье говорили детям о том, что жизнь полна трудностей и испытаний: «Река с волнами, жизнь с ухабами» (якутская пословица). Нельзя стать настоящим человеком, не научившись переносить трудности и жизненные испытания, не закалив себя в испытаниях. Богатырь Сюдей Мирген из хакасского сказания «Сюдей Мирген и Джолтай Мирген» говорит: «Прежде чем мужчина не узнает горя, не станет он человеком». Буряты делали правильное заключение, что «познавшему в юности трудности, в преклонные годы жар и холод не беда».

В фольклорных произведениях, богатырских сказаниях «биография» эпического героя начиналась с раннего детства. Уже в эту пору он совершает невиданные подвиги, переносит огромные трудности и испытания, что способствует его закалке. Сказители стремились вызвать у своих слушателей убеждение, что былинные герои — это реальные лица, нередко живущие среди людей и поныне. Их благородные поступки не придуманы и по плечу каждому настоящему мужчине.

Народная педагогика большое внимание уделяла физическому воспитанию, специальным упражнениям и играм детей. По свидетельству этнографов, у сибирских народов было принято с момента рождения ребенка подвергать его физической закалке. Е. А. Покровский писал о сибиряках: «Остяки, самоеды, вогулы погружают детей после рождения зимой в снег, а летом катают по утренней и вечерней росистой траве, приговаривая: «Учись терпеть стужу и лужу». Эвенки иногда вместо омывания водой натирают все тело новорожденного снегом, считая, что выдержавшие такую операцию бывают потом выносливы к холоду.

Разнообразными были физические упражнения и спортивные игры, с помощью которых вырабатывалась физическая выносливость и ловкость детей. Так, у эскимосов, чукчей и других северных народов было принято поднимать тяжести, метать копья и камни из пращи, бросать аркан. Дети соревновались в умении управлять байдаркой, оленьей или собачьей упряжкой. Соревнования детей в беге, борьбе и плавании были широко распространены у всех народов Сибири. В южных ее районах подростки принимали участие в конных бегах. У эвенков мальчики упражнялись в ловкости владения луком.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz