Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Содержание, формы и методы обучения в мектебах и медресе

Народная мудрость считает воспитание необходимым в равной мере для мужчин и женщин. В азербайджанском фольклоре редко встретишь такую сказку, поговорку, песню, в которой не воспевались бы наряду с мужеством, силой и смелостью мужчин находчивость и отзывчивость женщин.

В эпосе ярко выражена идея зависимости характера человека от его жизненных условий и воспитания. Народные пословицы учат, что образование — величайшая сила.

Важной идеей, находящей свое выражение во многих памятниках устного творчества, является мысль о том, что человек учится и воспитывается в течение всей своей жизни. Обучение следует начинать с раннего возраста. К 15—16 годам человек должен быть зрелым и умным, овладеть профессией и определенным кругом знаний, жить самостоятельно.

В памятниках устного народного творчества нашли отражение и идеи нравственного воспитания. Человек, как бы он ни был учен, унижает свое достоинство, если не выполняет гражданского долга и возложенных на него общественных обязанностей. В этом случае он недостоин носить звание человека, ибо, как гласит народная мудрость, «человеку нужна человечность».

Человек должен быть справедливым, защищать равноправие между людьми, бороться с врагами. Он не должен падать духом в трудных условиях, терять веру в свои силы. Независимо от национальности и расы человек должен уважать людей всех других народов. Он должен быть вежливым и внимательным, скромным, уметь правильно оценивать человеческое достоинство, должен быть верным своему долгу, правдивым и честным. Эти идеи воспитывают человека в духе демократической народной морали.

Большое значение уделяет народная мудрость роли наставника-воспитателя, который своим образованием, умением, поведением должен быть примером для воспитания, ибо «человек становится человеком благодаря человеку». Воспитанники должны внимательно прислушиваться к голосу воспитателя: «Долг наставника — сказать, воспитанника — выслушать», «Ученик, имевший наставника, не споткнется».

Красота, здоровье, сила всегда высоко ценились народом; эти ценные качества люди хотели видеть и в себе, и в своих детях. Согласно педагогическим идеям, заключенным в народном творчестве, физическое и эстетическое развитие нужно всем, оно так же необходимо человеку, как умственное и нравственное воспитание.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz