Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Среди многообразия форм народной педагогики особое место занимает творчество ашугов — народных певцов, в песнях которых отражена вся жизнь народа, его радости и страдания. Ашуги воспевали мужество, стойкость, трудолюбие, верность в дружбе, взаимовыручку и другие нравственные качества. В их песнях звучала ненависть к социальному неравенству, призыв к выступлениям против насилия и бесправия, к объединению людей для борьбы с несправедливостью.

Образцами народного творчества являются песни известных ашугов Курбани (XVI в.), Диварганлы Аббаса и Сары ашуга (XVII в.), Шикеста Ширина, Хаста Касума и Валеха (XVIII в.).

Демократические идеи, нашедшие свое отражение в фольклоре, представляли собой истоки, почву, на которой в дальнейшем выросли многие положения прогрессивной педагогики. Они, в частности, оказали положительное влияние на воззрения выдающихся представителей азербайджанской педагогической мысли Н. Гянджеви, М. Физули и других. Идеями, почерпнутыми из этой драгоценной сокровищницы, обогащали свои труды Низами, Саади, Физули, создавшие высокохудожественные произведения огромного воспитательного воздействия.

Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Основное внимание в памятниках азербайджанской мысли уделяется проблемам воспитания и значительно меньше вопросам обучения. Очевидно, это связано с тем, что организационные формы обучения считались раз и навсегда данными и не нуждающимися в обсуждении и усовершенствовании. Видный азербайджанский поэт Хагани Ширвани (1120—1199) писал: «Не каждый воспитатель может быть поэтом, зато каждый поэт должен уметь воспитывать».

Низами Гянджеви (ок. 1141—ок. 1209). Великий азербайджанский поэт и мыслитель XII в. Низами Гянджеви оставил богатое педагогическое наследие.

Шейх Ильяс, сын Юсифа Низами, родился в азербайджанском городе Гяндже (ныне Кировабад). Отсюда и его прозвище — Гянджеви. Его познания в области астрономии, математики, диалектики, химии, медицины, геологии, знание шести языков — неоспоримые свидетельства энциклопедичности образования. Взгляды этого мыслителя формировались на стыке двух культур — западной (византийской) и восточной (мусульманской). Это обстоятельство накладывает на все его творчество совершенно особый отпечаток.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz