Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

Низами вошел в мировую поэзию, главным образом, пятью поэмами, которые объединены под общим названием «Хамсэ» («Пятерица»).

В своих произведениях Низами выступал против тиранов, осуждал произвол и насилие феодалов, ратуя за гуманного, просвещенного правителя. По его мнению, человеческий род един и все расы равны. Он никогда не был придворным поэтом, пренебрегал дворцовой жизнью, считал унижением человеческого достоинства состоять при дворах владык и восхвалять феодалов и их окружение. Его поэмы имеют острую политическую направленность, они содержат призывы к сопротивлению угнетателям. В одной из поэм, обращаясь к народу, Низами говорит: «Чего склоняешься перед всякой затрещиной, чего соглашаешься на всякое насилие? Как гора, крепко упрись. Угнетение наносит внутренний ущерб, перенесение несправедливости приносит слабость. Будь словно щит с копьем на плече, тогда ты обнимешь охапку роз».

В произведениях Низами мы находим утверждение необходимости труда для всех граждан без всякого исключения, требования обеспечения инвалидов и беспомощных государственной помощью, отказа от налогов и податей, возвышения способных и обуздания плутов.

Прогрессивные социально-политические взгляды Низами оказали большое влияние на характер его высказываний по разным вопросам воспитания и образования. Он считал, что жизнью каждого человека и обществом в целом должен руководить разум. Высоко ценя разум, придавая ему огромное значение, Низами высоко ценил роль умственного образования. «Какое прекрасное имущество — осведомленность! Да не опустеет от нее мир»,— читаем мы в «Искандер-наме».

Низами выступает непримиримым противником невежества, беспечного отношения человека к своему умственному развитию. По его словам, у несведущего человека мысли пусты, слова бессодержательны, но «когда душа полна мыслями, то и содержание богато». В своих произведениях Низами значительное место отводит вопросам обучения, подчеркивая огромную веру в силу учения. Он утверждает, что нет такого человека, природа которого не изменилась бы к лучшему под воздействием обучения. Обучение и просвещение поднимают человека и морально, они способны перевоспитывать людей. Отсюда вывод: обучение необходимо для всех без различия; каким бы природным умом ни обладал человек, он должен учиться: «Всякий, кто не стыдится учения, извлекает жемчужины из воды, рубин из камня».

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz