Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Педагогические идеи выдающихся мыслителей Азербайджана

В произведениях Низами имеются интересные высказывания и о содержании образования. Обучение, по мнению Низами, имеет не только образовательное, но и моральное значение, так как оно способно перевоспитывать человека. Обучать следует как гуманитарным, так и естественным наукам. Учение — это труд, требующий упорства и самостоятельности. В его работах много ценных высказываний об учителе, который должен отличаться, во-первых, знаниями, во-вторых, высокими моральными достоинствами.

Педагогические взгляды поэта являются передовыми для своей эпохи.

Мухаммед Насреддин Туси (1201 —1274). Один из передовых людей своей эпохи, ученый-энциклопедист, Насреддин Туси вошел в историю науки и культуры Азербайджана как крупнейший ученый и мыслитель, внесший неоценимый вклад в становление естествознания, Туси оставил также большое научно-педагогическое наследие, которое до сего времени не изучено достаточно глубоко.

Мухаммед Насреддин Туси родился в г. Туе — одном из культурных центров Ирана. Образование получил в г. Нишапур, изучив мусульманское богословие, математику, философию, естествознание. Всю жизнь он совершенствовал свои познания, особенно в области математики и естественных наук. Свои педагогические идеи он изложил в ряде произведений, в частности в «АхлагиНасири» («Мораль Насира») и «Адаб-уль-мутааллимин» («Поведение учащихся»), В этих трудах освещались социальные, экономические, философские, этические и психолого-педагогические проблемы. В течение более 700 лет книгой Туси пользовались в школах многих стран Среднего и Ближнего Востока как учебником нравственного воспитания.

В своих научных идеях Туси часто опирался на учение Аристотеля и Платона.

В «Ахлаги-Насири» Туси освещает проблему «человеческой души» (подразумевая под ней и психику, и интеллект, и сознание, и познание, и речь), говорит о ее совершенствовании. Он выделяет два пути этого совершенствования: овладение знаниями и практическая деятельность. Туси подчеркивает: «Подобно тому как материя не может существовать без свойств, а свойство без материи, так и наука без практики уничтожится, а практика без науки не может существовать. Значит, наука (знание) — начало, практика — конец, наука — причина, практика — следствие. Поскольку совершенствование, достигнутое от органического соединения этих двух (науки и практики.—Ред.), относится к человеку, мы считаем это целью», т. е. целью развития человеческой души.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz