Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

В 1682 г. типография выпустила первую в России печатную книгу по математике («Считание удобное»), представляющую собой таблицу умножения и математические таблицы. Книга рассчитана не только на купечество, но и на «всякого человека».

К каждой издаваемой книге Симеон подготавливал одно, а иногда и несколько предисловий, часто в стихотворной форме. В них он, как правило, увещевал читателей серьезно отнестись к предлагаемой книге, указывал на ее пользу, проповедовал необходимость учения. Так, Букварь открывался стихотворным предисловием «к юношам, учитися хотящим», а оканчивался «увещеванием» к учащимся. Предисловия имели большое методическое значение, обогащали предлагаемые сочинения педагогическими рекомендациями такого опытного и талантливого учителя, как Полоцкий.

Издания Верхней типографии были прекрасно художественно оформлены, гравюры для них выполнялись лучшими московскими художниками, в том числе Симоном Ушаковым. Все необходимое для издания книг Верхняя типография либо получала с Печатного двора, либо изготавливала на базе Печатного двора. Санкцию на отпуск материалов давал архиепископ сибирский и тобольский Симон, поставленный «ведать печатный двор» в 1677 г..

При Верхней типографии комплектовалась библиотека, также пополнявшаяся из книжных фондов Печатного двора и по характеру собранных книг ненамного отличавшаяся от библиотеки при Печатном дворе. В 1680 или 1681 г. царь Федор Алексеевич отдал в Верхнюю типографию часть своей библиотеки (более 70 книг) — это книги на латинском, греческом, польском языках, среди них — книги по истории, естествознанию, медицине, математике, много словарей, лексиконов, поэтических руководств.

Получая постоянную подмогу с Печатного двора, Верхняя типография тем не менее была самостоятельным учреждением. В оценке ее значения следует учитывать, во-первых, тот факт, что издавались новые книги, не входившие в репертуар Печатного двора: «Псалтырь рифмотворная», «Обед душевный», «Считание удобное» и др. Во-вторых, Верхняя типография постепенно росла, набирала силу и могла в недалеком будущем превратиться в равную Печатному двору. Для нее было сделано 6 новых станов. Верхняя типография имела в своем распоряжении 7 касс, 26 пудов отлитых азбук. Самостоятельную значимость типографии доказывает и организация специального Приказа, который ведал ее делами. Первоначально вся документация новой типографии проходила через Приказ Большого Дворца. С ростом типографии возникла потребность создания при ней своего Приказа, который так и назывался — Приказ Верхней типографии. Произошло это, вероятно, во второй половине 1681 г.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz