Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

Значение Верхней типографии в культурной жизни Москвы определяется еще одной особенностью: по существу она представляла собой (с известными оговорками) «вольную» типографию со своей программой изданий, предвосхищавшую русское частное книгопечатание XVIII в. Официально она считалась личной печатней царя Федора Алексеевича. Во главе Верхней типографии номинально стоял молодой царь. От его имени издавались распоряжения по типографии: «царь указал», «к ево великого государя книжному печатному делу» отпускались средства. В одном из своих писем Сильвестр Медведев сообщал, что «великий государь все книги издания пречестнаго господина отца Симеона благоволил печатати у себе в Верхней типографии...». Важно выяснить, что стояло за этой привычной формулой «царь указал»: соблюдение формы феодального делопроизводства или личная заинтересованность царя Федора Алексеевича в деле. Из указов, касавшихся Верхней типографии, сделать определенный вывод нельзя. Они не содержат обстоятельной аргументации, какого-либо обоснования или мотивировки. По упоминаниям о типографии в материалах Оружейной палаты установлено предположительное местонахождение ее — «в царских хоромах... против нижней стряпчей избы». Можно предположить, что царь принимал деятельное участие в книгоиздательском деле в «своей» типографии, противопоставив ее Печатному двору, находившемуся во власти церкви. Федор Алексеевич высоко ценил Симеона Полоцкого, что, безусловно, повлияло на вопрос о создании новой печатни. Если бы Верхняя типография была задумана как развлечение молодого царя, то ее издания носили бы придворно-аристократический характер. Между тем уже первая книга новой типографии —«Букварь языка славенска»— свидетельствует о просветительской направленности ее книгоизданий, о расчете на массового читателя. Из сочинений Симеона Полоцкого были избраны для «печатного тиснения» не панегирические произведения в честь монарха и его окружения (не считая «Приветства брачного», которое причисляют к изданиям Верхней типографии), а произведения, в которых выражены педагогические, этические, политические взгляды поэта. Как очевидно, Симеон Полоцкий имел свою программу изданий, которую и осуществлял.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz