Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий осознавал себя незаурядной личностью, способной на большую умственную работу, «литератором» и педагогом. Он стал первым придворным поэтом при царе Алексее Михайловиче. Преподавание в Заиконоспасской школе он сочетал с большой писательской работой и церковно-административной деятельностью. Этому и способствовало создание Верхней типографии. К концу жизни Симеон осознавал себя не придворным «пиитом», а «мудрым мужем», стремящимся передать свои обширные познания и опыт другим.

Наследником Симеона Полоцкого стал его ученик Сильвестр Медведев: к нему перешли библиотека, рукописи и бумаги учителя, а также забота о Верхней типографии. С усердием взялся Сильвестр за подготовку к печати трудов своего наставника: «Тщуся, да соберутся все (сочинения Симеона.— Авт.) в книги и миру да явятся». Но «явить миру» все произведения Симеоиа Полоцкого не удалось. Изданные книги Полоцкого были запрещены патриархом Иоакимом на основании того, что выходили без патриаршего благословения. они не могли не включать в себя общих элементов, так как в основе обучения грамоте лежали одни принципы.

Обучение грамоте начиналось с алфавита: ученики заучивали название буквы («аз»— а, «буки»— бит. д.), одновременно пытаясь запомнить ее начертание (графему). Обучение шло путем повторения учениками вслух того, что говорил учитель, и поэтому основное внимание учеников сосредоточивалось именно на повторении. Известно, что обучение чтению происходило ранее обучения письму и, значит, запоминание графем сначала было чисто зрительным, не подкрепленным навыком их написания. Вряд ли ученик, даже заучив весь алфавит, мог сразу определить (узнать) ту или иную графему. На этом этапе название буквы воспринималось только в ряду других названий, как элемент в общей цепи разнообразных слов. Следовательно, можно говорить о складывании у ученика определенного звукового стереотипа, состоявшего из названий букв в их прямом порядке. Поэтому для окончательного усвоения графем и названий букв в азбуках и букварях предлагался обратный азбучный ряд. При его изучении разрушался сложившийся звуковой стереотип, происходило более твердое запоминание графем. С этой же целью в печатных азбуках и букварях (например, 1574 и 1578 гг.) помещались дополнительные смешанные буквенные ряды, составленные путем разбивки алфавитного ряда на несколько вертикальных столбцов. Читались они в строку, т. е. не в прямом или обратном порядке, а вразбивку.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz