Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

Прямой азбучный ряд или его части встречаются в берестяных грамотах XI—XV вв. и на полях древнейших рукописей. Прямой и обратный азбучные ряды присутствуют в трактате южнославянского автора Константина Костенечского (первая половина XV в.), Азбуках Ивана Федорова и педагогических статьях анонимного происхождения в сборниках XVI в.. Смешанные буквенные ряды известны нам в Азбуке 1574 г. и последующих, а также в педагогических руководствах конца XVI—XVII в.

После изучения алфавита переходили к чтению слогов. Мы встречаем сочетания гласных с согласными в составе учебных упражнений новгородского мальчика Онфима (середина XIII в.), двухи трехбуквенные слоги есть в Азбуках Ивана Федорова и всех остальных азбуках и букварях (кроме Букваря Кариона Истомина 1694 г.). В некоторых рукописных сборниках XVI в. содержится разработанная система слогов от двухбуквенных до девятибуквенных.

Процесс чтения слогов состоял в «складывании» букв, поэтому и сам метод обучения получил название буквослагательного. При этом большое внимание уделялось (вернее, должно было уделяться) фонетике, так как церковнославянский язык отличался характерной тенденцией выговаривания каждой буквы. Переход к чтению даже двухбуквенных слогов был затруднен тем, что название буквы не совпадало с ее звучанием (фонемой), хотя всегда включало в себя эту фонему, начиналось с нее (Л —«люди», Т —«твердо» и т. д.). Этот переход затрудняло и то, что чтение слогов предполагало произнесение сначала названий букв, а лишь затем слог читался так, как он должен был звучать. Поэтому сразу понять, почему «буки»+«аз» надо читать как «ба», переключиться на такое чтение было трудно. Следовательно, мы можем говорить о разрушении в процессе чтения слогов еще одного сложившегося стереотипа — о переходе от произнесения названия буквы к произнесению ее фонемы. Но «постоянное называние букв, предшествующее слитному произношению каждого слога, не может не мешать восприятию последнего; единственною опорою для памяти ученика является тот неизменный порядок, в котором слоги повторяются». Заучивание слогов наизусть при этом приобретало еще одно значение: не только научиться их читать, но и воспринимать слог сразу как единое целое, как некий составной иероглиф, имеющий определенное звучание. Таким образом, любая азбука должна была включать два раздела, необходимые для овладения техникой чтения по буквослагательному методу,— алфавит и слоги.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz