Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

После овладения чтением слогов можно было переходить к чтению полных слов и затем связного текста. Чтение слов, вероятно, включало постепенный переход от чтения по слогам с выговариванием названий букв к чисто звуковому чтению (по верхам). Здесь мы опять видим создание, а затем разрушение определенного стереотипа. Но именно этот стереотип ломался с наибольшим трудом, и чтение по верхам давалось не всем.

В Азбуках Ивана Федорова слова для чтения расположены в порядке алфавита и представляют собой омографы (например, «носите»—«носите»), спряжения различных глаголов, а также слова под титлами (т. е. слова, которые в книгах писались сокращенно, с особым знаком над ними).

Первым связным текстом для чтения в Азбуках Федорова был акростих. Вероятно, не во всех рукописных азбуках встречался акростих, так как он мог быть заменен другим текстом по воле учителя, кроме того, этим первым связным текстом мог быть текст любой книги. Переход к чтению текста означал, что ученик овладел основными навыками, и это дает нам основание условно разделить печатные азбуки и буквари по своему составу на две части: учебную и хрестоматийную. Учебная часть предназначалась для овладения чтением, хрестоматийная — для дальнейшего совершенствования.

Дофедоровская традиция рукописных азбук до сих пор не выявлена: большинство азбук, сохранившихся в различных сборниках, восходят к той или иной печатной книге. И вероятнее всего, состав ранних рукописных азбук более соотносится с дошедшими до нас азбуками-прописями XVII в., включавшими алфавит (только в прямом порядке), слоги, слова и текст для чтения в виде отдельных изречений.

Рассмотренный нами буквослагательный метод критиковался в историкопедагогической литературе, начиная с И. Е. Забелина. Всеми исследователями подчеркивалась (но не объяснялась) трудность овладения чтением по этому методу, а также крайне отрицательно характеризовался сам процесс преподавания. Очевидно, что обучение чтению по буквослагательному методу потому и было трудным и долгим, что каждый новый этап в чем-то отрицал этап предыдущий, ломал уже сложившийся стереотип. В этих условиях основная нагрузка лежала на чисто механическом заучивании материала, что вело к перегрузке памяти и затрудняло применение на практике приобретенных навыков.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz