Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

После обучения чтению учились писать. В настоящее время мы не можем сказать, было ли такое обучение обязательным, или оно существовало в большей степени как профессиональное, для тех, кому это умение было необходимо в повседневной практике. Обучение проходило по азбукам-прописям. Мы не знаем, когда появились первые азбуки-прописи, так как все сохранившиеся экземпляры относятся к XVII в. Возможно, что в период распространения уставного письма функции прописей могла выполнять все та же рукописная азбука. Но с появлением скорописного письма существование азбуки-прописи стало необходимым. Это обусловлено тем, что уставные и скорописные начерки букв весьма отличались друг от друга; и в деловой повседневной письменности преобладала скоропись. Следовательно, азбуки-прописи несли двойную нагрузку — обучение скорописному письму и приобретение навыков чтения этого письма.

Процесс обучения письму был процессом копирования, так как учились писать «с руки» учителя: учитель писал буквы, а ученик их копировал. В качестве примеров, подтверждающих это, можно привести почерки двух писцов — отца и сына (написали в начале XIV в. Пролог), которые весьма сходны между собой. Почерки дьяков второй половины XVI в. Андрея и Василия Щелкаловых, отличаясь начерками отдельных букв, в целом также сходны, так как, вероятнее всего, письму их учил отец — дьяк Яков Семенович Щелкалов.

Все дошедшие до нас азбуки-прописи разделяются на две части: в первой даются начертания отдельных букв в алфавитном порядке (иногда в уставном, полууставном и скорописном вариантах), слоги и отдельные слова, начинающиеся с этой буквы; во второй — материал для обучения слитному скорописному письму и приобретения навыков чтения этого письма (различные изречения, выписки из книг Священного писания, загадки, пословицы, иногда части литературных произведений).

В большинстве случаев азбуки-прописи сохранились в столбцах, но встречается формат и в обычный лист или в четверть листа. Все известные азбукипрописи первой половины XVII в. во второй своей части имеют отдельные изречения не в алфавитном порядке, а подобранные произвольно; и лишь во второй половине XVII в. эта часть выстраивается также в порядке алфавита. Прописи, часть из которых имеет имена составителей и дату, в большой степени отражали оригинальные вкусы автора, его индивидуальность. Только к концу XVII в. можно заметить шаблонизацию и упрощение прописей, так как широкий спрос на учебную литературу требовал быстрого ее изготовления, причем в достаточно большом количестве.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz