Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Верхняя типография Симеона Полоцкого

Только обучением письму значение прописей не исчерпывалось. Они, так же как и азбуки, несли большую воспитательную нагрузку. Прописи были учебниками «житейской мудрости», в которых помещались наставления, советы и правила, относящиеся к вопросам веры и нравственности, рассуждения о важности книжного учения и получаемой от него пользы. Из правил, относящихся к нравственному облику человека, первое место занимали высказывания о пользе молитвы, призывы к милосердию, смирению, скромности: «Не ищи, человече, мудрости, ищи, человече, кротости — аще обрящеши кротость, одолеешь мудрость». Наряду с этим встречаются правила поведения, адресованные непосредственно ученику: «Чадо, буди скор на послушание, а ленив на глаголание, а учителя своего почитай». Включение в некоторые прописи загадок (иногда без отгадок) не только было занимательно для ученика, но и развивало сообразительность: «Стоит человек в воде по горло, просит пить, напиться не может» (колодезный журавль). Некоторые загадки были составлены на основе книг Священного писания и в такой замысловатой форме излагали основные догматы христианства или отдельные сюжеты из Библии.

В целом азбуки-прописи по составу приводимых изречений стояли на почве древнерусской литературы и имели тесную связь с «Пчелами» и другими весьма распространенными памятниками. Некоторые азбуки-прописи включали также титул царя и формуляры отдельных документов (заемного письма, челобитной и др.), образцы частных писем. Это объяснялось тем, что часто обучение грамоте и скорописному письму проводилось одновременно с обучением торговому промыслу, для занятия которым было необходимо умение правильно составить документ.

Во второй половине XVII в. азбуки-прописи уже составлялись с привлечением материала печатных азбук — именно этим можно объяснить включение акростиха во вторую часть прописей. Возможно, именно влиянием печатных учебников, в которых материал отдельных разделов систематизирован в порядке алфавита, можно объяснить то, что в это время второй раздел прописей также выстраивается в алфавитном порядке. В конце XVII в. появляются азбукипрописи, содержавшие числа, задачи на четыре арифметических действия и иногда таблицу умножения.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz