Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Печатные азбуки и буквари. Букварь — первое пособие для обучения чтению.

От предшествовавших ему южнославянских букварей Букварь 1574 г. отличается большой и довольно сложно организованной учебной частью. В начале букваря — три кирилловские азбуки: в первой буквы расположены в обычном порядке, во второй — в обратном, в третьей — вертикальными столбцами. За азбуками следуют слоги. Вначале идут двухбуквенные слоги, где первая буква согласная, а вторая — гласная («Ба ва га да... Бе ве ге де... Би ви ги ди...» и т. д.). За двухбуквенными слогами идут трехбуквенные, где первая буква согласная, вторая — всегда «р», третья — гласная («Бра вра гра дра... Бре вре гре дре... Бри ври гри дри...» и т. д.). Далее помещены три статьи грамматического характера. Первая из них — «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамъматикии». Это образцы спряжения различных глаголов в алфавитном порядке, по одному глаголу на каждую букву. Следующие две статьи: «Страдална ж суть тако» и «Страдалнаго убо залога времена сице глаголются». В этих статьях для примера взят глагол «бити». Следующая статья —«По прозодии, а еже дващи в единых лежащее, се есть повелителная и сказателная». Раздел составлен из слов (большей частью глаголов), различающихся только ударением (например: «любите, любите», «носите, носите», «просите, просите»). После этих статей — раздел «По ортографии», где в алфавитном порядке помещены различные слова, обычно под титлами. Заключает учебную часть азбучный акростих, где каждая строка начинается с 1-й, 2-й, 3-й и т. д. буквы алфавита.

Кроме всех этих статей в учебной части есть еще кирилловские цифры; особой статьи они не образуют, но использованы для нумерации (на полях) абзацев и разделов учебной части. В целом учебная часть занимает больше половины букваря (47 страниц из 78).

Как можно видеть из этого перечисления разделов, учебная часть букваря построена довольно логично. Помещенные вначале три азбуки дают понятие о буквах как таковых. Затем слоги постепенно приучают к произношению букв. Раздел «По прозодии» дает ясное понятие об ударениях, «По ортографии»—о сокращениях (титлах). Акростих — пример уже для связного чтения, что является как бы переходом от учебной части к текстовой. О цифрах дает представление нумерация абзацев (прием довольно неудачный, от которого Иван Федоров затем отказался).

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz