Персональный сайт
                    С.В. Кульневича
 


История школы и педагогической мысли

:::   


Печатные азбуки и буквари. Букварь — первое пособие для обучения чтению.

Текстовая часть букваря начинается молитвами, теми же, что и в букварях Ивана Федорова. За ними следуют три подборки выдержек из Притчей Соломоновых и Посланий Павла. Далее — три подобные же выдержки из Ветхого Завета. Затем — Сказание черноризца Храбра «О письменах». По сравнению с острожским букварем Ивана Федорова добавлены: в учебной части — азбука вразбивку, названия букв, цифры, надстрочные знаки и знаки препинания; в текстовой части — три выдержки из Ветхого Завета. После Сказания Храбра следует послесловие (наподобие послесловий в других московских старопечатных книгах).

Второй известный букварь Бурцова вышел в свет 8 февраля 1637 г. Это книга форматом в малую осьмушку, на 108 ненумерованных листах. Титульного листа нет; в начале основного текста (л. 12) заглавие: «Началное учение человеком хотящим разумети божественнаго писания». В конце послесловие, которое безо всяких изменений перепечатано из букваря 1634 г. Разница только в датах.

Букварь начинается предисловием Бурцова: «Предисловие въкратце первоучебней сей малей книжице азбуце». За этим предисловием следует другое, в стихах:

Сия зримая малая книжица По реченному алфавитица Напечатана бысть по царскому велению Вам младым детем к научению (и т. д.).

Это первые стихи в московской печатной книге. Автор стихов, очевидно, сам Бурцов. После этих прелиминарий следует учебная часть букваря. Перед учебной частью фронтиспис, изображающий училище: на переднем плане учитель сечет розгою провинившегося ученика. Состав учебной части такой же, как и в Букваре 1634 г.

Текстовая часть составлена Бурцовым заново и имеет мало общих текстов с букварями Ивана Федорова и Букварем 1634 г. Она примечательна тем, что здесь вовсе нет молитв и почти все тексты взяты из Библии. В конце Букваря идут библейские чтения, те же, что и в Букваре 1634 г., и Сказание черноризца Храбра. Затем — послесловие.

В 50-е гг. XVII столетия в связи с реформой Никона все силы и средства Печатного двора были обращены на «справы книжные»: предписано в богослужебной практике пользоваться новыми книгами. В атмосфере напряженной борьбы вокруг реформы было необходимо не только исправить уже имевшиеся учебники, но и ввести новые, злободневные материалы, чтобы прочнее утвердить реформу в сознании народа путем воспитания, через школу.

Предыдущая | Следующая

 



© С.В.Кульневич

Hosted by uCoz